Смотрите также: Полный список уроков
Здравствуйте, уважаемые читатели! В данном уроке мы подведем итог по теме: "Освобождение поля"!
Начнем урок с учебной партии-миниатюры!
ВАНКА – СКАЛА, Защита Пирца – Уфимцева
Прага, 1960 год
1. d4 – d6 2. e4 – Kf6 3. Kc3 – g6 4. f4 – Cg7 5. Kf3 0-0 6. Ce2.
Часто встречаются другие продолжения, а именно 6. Сd3 и 6. e5. 6. .. с5. Белые создали внушительный пешечный центр, задача черных – его подорвать.
7. dc. На 7. d5 белые должны считаться как с выпадом 7. .. b5, так и с подрывом 7. .. е6. 7. .. Фа5. Грозит 8. .. К:е4. После 7. .. dc 8. Ф:d8 – Л:d8 9. e5 – Ke8 10. Ce3 белые захватывают инициативу благодаря перевесу в развитии.
8. 0-0 – Ф:с5+ 9. Крh1 – Kg4. Черные торопятся использовать диагональ g1-a7. Солиднее было продолжать развитие посредством 9. .. Кс6. 10. Кd5! – Kc6. Другой возможный ответ – 10. .. е6. После 10. .. Кf2+? 11. Л:f2 – Ф:f2 12. Ce3 черные теряли ферзя.
11. с3 – Фа5. Белые грозили после 12. b4 поймать в ловушку ферзя соперника. 12. Kd4. Теперь стало очевидным, что выпад черных 9. .. Кg4 был преждевременным. 12. … С:d4 13. cd – Kf6 14. K:f6+ - ef
(со слабой пешечной структурой у черных и преимуществом двух слонов над слоном и конем в пользу белых) 15. d5 – Ke7 16. Фd4! – Kpg7 17. b4!
С темпом освобождается поле b2 для слона. 17. .. Фd8. После 18. Сb2 – Kg8 черные готовы уйти в глухую защиту, но.. (рисунок 5) сокрушительный ход 18. Ф:f6!!, и черные сдались.
Теперь рассмотрим пример на освобождение поля из эндшпиля. В партии Кальво – Хамман (Менорка, 1974 год) из командного матча Испания против Дании возникла такая интересная позиция (см. рисунок 6 ).
Глядя на позицию (рисунок 6) можно сделать предварительную оценку: на доске из-за разноцветных слонов «битая ничья». Поэтому датский мастер, игравший черными, согласился на ничью. Но как он был удивлен, когда его партнеры по команде продемонстрировали красивый этюдный путь к победе: 1. .. g1Ф! (эта пешка мешает, и ее жертвой черным удается сохранить жизнь пешке «h») 2. С:g1 – Kpg2 3. Kpg4 – Са8 4. Крh4 – Cf3 (у белых цугцванг) 5. а8Ф – С:а8 6. Крg4 – Cb7 7. Kph4 – Cf3, и из-за нового цугцванга белые вынуждены пропустить единственную пешку противника в ферзи. Поучительный во многих отношениях случай!
Для закрепления материала урока решите домашнее задание от тренера! Ответы оставляйте в комментариях!
УПРАЖНЕНИЯ
1
2
3
На этом все! Ждите наших следующих уроков!
Если Вам понравилась статья ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ), пишите в комментариях, рекомендуете друзьям, не оставайтесь равнодушными! Уважаемые шахматисты и просто любители, вместе мы сила!
PS: Не пропустите следующих наших статей, будем Вам рады!