Найти в Дзене
Наш край

Исторический тур по БелГУТу: от мужской гимназии до университета

Оглавление

Чтобы иметь право называться по-настоящему образованным человеком, следует учить историю. Ведь знать и помнить, например, какой путь про­шел университет, в котором мы работаем или учимся, как развивалось обра­зование и какие исторические моменты повлияли на формирование нынешнего облика университета, — это значит быть причастным к продолжению истории и культуры нашего белорусского общества.

История становления системы высшего технического образования в Гомеле насчитывает около семидесяти лет. И в первую очередь, её связывают с Белорусским государственным университетом транспорта. Мы попробо­вали разобраться, почему именно здесь создался такой сильный студенче­ский городок, который занимает почти целый микрорайон в центре города с четырьмя корпусами, пятью общежитиями, спортивным комплексом, бас­сейном.

Вы никогда не замечали, что, когда первый раз заходишь в главный кор­пус, всегда поражаешься его парадной лестницей, широким коридорам, мо­гучим стенам, в которых тебя охватывает необъяснимое чувство прикосно­вения к истории. Сейчас в университете учатся студенты из разных городов Беларуси и других стран, и всегда их интересует вопрос, а что тут было раньше. Ведь история университета как учреждения образования, можно сказать, ведёт счёт с 1898 года.

А началось все с того момента, когда городской Думой Гомеля был объ­явлен конкурс на лучший проект мужской классической гимназии. Спонсо­ром выступила именитая княжеская семья Фёдора и Ирины Паскевичей. Они перечислили на возведение гимназии сумму 10 000 рублей. Удивитель­но, но никому не известный тогда архитектор Станислав Шабуневский вы­играл конкурс. О Станиславе Даниловиче известно, что он учился в Санкт-Петербургском институте инженеров на архитектора. По окончании инсти­тута и получении диплома был направлен в 1896 году в Гомельское отделе­ние Либаво-Роменской железной дороги в качестве младшего инженера. А в 1897 г. назначен на должность архитектора города.

Через два года проект был воплощён в реальность. В 1898 году был про­изведен первый набор юношей в мужскую классическую гимназию в Гоме­ле. Считается, что это первое в Беларуси учебное заведение, в котором были предусмотрены все санитарные нормы.

Двухэтажное здание мужской гимназии стало гордостью города, которое до сих пор радует глаз прохожих своей ажурностью и декоративностью, выгодно отличаясь своим внешним видом от других строений. Недаром БелГУТ сравнивают с храмом знаний и традиций. Ведь если рассмотреть первоначальное предназначение внутренних помещений, то мы найдем и домовую церковь (ауд. 250), в которой проходили службы не только для преподавателей, гимназистов и их родителей, но и для горожан; зал для торжественных заседаний и новогодних балов (ауд. 244), классы для заня­тий математике и другие. Известно, что с 1905 по 1914 гг. в гимназии обу­чался выдающийся советский авиаконструктор, доктор технических наук, один из основателей советской реактивной и сверхзвуковой авиации Павел Сухой.

В 1917 году произошла революция, и начался новый период становления Советского государства. И в эти годы начинает зарождаться связь образова­ния с железной дорогой.

Так, в 1919 году созданы Западные железные дороги с управлением в г. Гомеле, которое разместилось в уже бывшем здании мужской гимназии.

1936 год. В результате разукрупнения железных дорог из Западной же­лезной дороги выделилась Белорусская железная дорога. За время Великой Отечественной войны 1941-1945 годы — здание не сильно пострадало. По­сле войны во время восстановления Гомеля городскими властями было ре­шено надстроить над первым корпусом третий этаж, а для обеспечения до­полнительными площадями было пристроено ещё одно здание такого же архитектурного стиля, которое не нарушило исторический облик корпуса. Так первый корпус получил внутренний дворик.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзене и будете в курсе новых публикаций и исследований!

В 1953 году в мае, с целью улучшения управления эксплуатационной и хозяйственной деятельностью транспорта БССР, объединили Белорусскую и Минскую железные дороги с управлением в Минске, а в освободившемся здании управления дороги в Гомеле был открыт Белорусский институт ин­женеров железнодорожного транспорта (БИИЖТ, ныне БелГУТ).

БИИЖТ славился своей высокопрофессиональной подготовкой специа­листов в области железнодорожного транспорта. Среди выпускников, кото­рые разъезжались во все уголки Советского Союза, можно встретить и крупных начальников, и государственных деятелей.

За годы становления БИИЖТ расширялся и прирастал корпусами и об­щежитиями. Он стал центром инженерных и технических знаний, начал готовить специалистов по более широкому спектру специальностей, прово­дить научные исследования по самым разным дисциплинам и превратился в ведущий научный и методический центр в своей области знаний.

Поэтому в 1993 году было принято решение преобразовать институт в университет. В настоящее время в Белорусском государственном уни­верситете транспорта десять факультетов, профиль которых варьируется от гуманитарно-экономического до технического и военно-транс­портного.

Так, накапливая опыт предыдущих поколений от образования и техниче­ского управления железной дороги, произошло формирование и преобразо­вание из гимназии в сильное учреждение высшего образования техническо­го профиля (рисунок 1).

И это только малая часть истории нашего замечательного университета. В рамках профориентационной работы среди абитуриентов и первокурсни­ков стало традицией проводить исторический тур по БелГУТу, где старше­курсники и магистранты рассказывают не только об успехах нашего уни­верситета транспорта, но и проводят исторические параллели с БИИЖТом и мужской гимназией.

Продолжение статьи читайте на Краеведческом сайте Гомеля и Гомельщины.