1917 год для Пабло Пикассо знаменателен тем, что он встретился с русским меценатом Сергеем Дягилевым и получил у него предложение на оформление балета "Парад". В создании балета принимали участие большие мастера. Либретто написал Жан Кокто, музыку — Эрик Сати. А Пикассо, понятно, занимался декорациями и костюмами к балету. Премьера балета состоялась в парижском театре "Шатле" 18 мая 1917 года.
Первое, что увидели зрители, это расписанный по проекту Пикассо. И надо сказать, что занавес зрителей удовлетворил.
На нем скандальный Пикассо изобразил вполне понятную и милую картинку. Большая белая кобыла с крыльями, крепящимися с помощью подпруг, неторопливо облизывает своего жеребенка, в то время как тот тянется к ней в поисках молока. Балерина с многообещающими крылышками, балансирующая на спине лошади, пытается достать обезьянку на ярко расписанной полосатой лестнице. На переднем плане — знакомые цирковые предметы: шар для упражнений акробата, барабан; рядом лежит спящая собака, а вдали, за шапито, — романтичный ландшафт, образованный разрушенными арками. Цвета, главным образом зеленых и красных тонов, словно напоминают о нежном меланхолическом освещении, в котором лет десять назад являлись зрителю комедианты.
Каков же был шок у благочестивой публики, когда этот милый занавес подняли. Во-первых, конечно, музыка. Все действие сопровождалось жуткими шумами работающих динамо-машин, завывающих сирен, мчащих по рельсам экспрессов, гудящих аэропланов, стрекочущих пишущих машинок.
Да и Пикассо при создании костюмов сделал то, что мог сделать только он. Вот как выглядели персонажи двух «управителей»-зазывал, французского и американского.
Большинство критиков разнесли спектакль в пух и прах. Несмотря на гвалт, сопровождавший первое представление, Дягилев ставил «Парад» снова и снова. С каждым очередным показом балет вызывал все большее уважение зрителей и критиков.
Пикассо был счастлив. Ведь при репетициях балета он встретил русскую балерину Ольгу Хохлову, которая стала первой женой Пикассо.
Ольга Хохлова - была девушкой традиционного воспитания. И творчество мужа, мягко говоря, вызывало у нее непонимание. Ольга хотела узнавать себя в собственных портретах. И Пикассо пошел на это.
Так начался "классический период" в творчестве живописца. Хохлова могла им гордиться.
С 1927 года отношения супругов начали стремительно ухудшаться. Пикассо встретил другую женщину - Марию-Терезу Вальтер. И с приходом новой любви начался новый период и в творчестве художника - "сюрреалистический период" .
Резюмировать семилетние скитания Пикассо в дебрях сюрреализма можно его же словами: «Я изображаю предметы так, как я думаю о них, а не так, какими я их вижу».
В конце 1936 года у Пикассо появилась еще одна любовница – Дора Маар, и их связь не была тайной. Отношения с Вальтер стали натянутыми. Постепенно их отношения свелись к материальной поддержке со стороны Пикассо.
А на полотнах появилась новая женщина.
Но не только проблемы с женщинами волновали Пабло Пикассо. Его не оставляли и те события, что происходили в мире. И это тоже находило отражение в его творчестве.
Одна из самых знаменитых картин Пикассо "Герника"
Огромное полотно размером 3,5 м высотой и 7,8 м шириной рассказывает о страшном событии, происшедшем в Испании.
26 апреля 1937 года баскский городок Герника стал мишенью для бомбардировки франкистскими самолетами Ju-52 легиона «Кондор». Всего было сброшено 22 тонны бомб. Результаты: центр города практически стерт с лица земли, более 70% зданий разрушено полностью или частично, убито более 1600 человек.
Однажды нацистский офицер, увидев на столе фотографию "Герники", спросил: "Это вы сделали?". "Нет" - ответил художник - "это сделали вы".
Вплоть до своей смерти Пабло Пикассо (умер в 1973 году) продолжал рисовать. Однако, в отличие от его предыдущих работ, произведения, созданные в это время, не классифицируются в определенный стиль, так как многие его работы включают в себя разнообразные элементы прошлых периодов. Работы последних 15 лет творчества Пикассо очень разнообразны и неравны по качеству.
И закончить рассказ о Пикассо хочется его же словами: „Начинающего художника понимают лишь несколько человек. Знаменитого — еще меньше.“