Найти тему
BIS ART GALLERY

BIS ART GALLERY о символике сезонов года в живописи

Тема времен года всегда была популярна в искусстве. Её наделяли определенным философским смыслом: смена сезонов рассматривалась в аспекте смены периодов человеческой жизни, и в таком аспекте весна, то есть пробуждение природных сил, олицетворяла начало и символизировала юность, а зима - конец пути - старость.

Сандро Боттичелли, «Весна», 1482, доска, темпера, 203х314. Галерея Уффици, Флоренция
Сандро Боттичелли, «Весна», 1482, доска, темпера, 203х314. Галерея Уффици, Флоренция

Эта классическая аллегория чаще всего изображалась творцами через человеческие образы на самостоятельных друг от друга картинах. Таких как Сандро Боттичелли, «Весна»,1482, где богиня Флора олицетворяет весну или же Х. Блумарт, «Аллегория зимы», 1631, в виде двух пожилых людей.

Хендрик Блумарт, «Аллегория зимы», 1631, холст, масло, 106x85. Частная коллекция
Хендрик Блумарт, «Аллегория зимы», 1631, холст, масло, 106x85. Частная коллекция

Интерес к аллегории возрастает в эпоху символизма и модерна. В конце XIX — начале XX тема четырёх сезонов находит воплощение у множества художников.

Марк Шагал, "Четыре времени года", 1974, мозаика, 21х4.3х3 м. Чейз тауэр, Чикаго
Марк Шагал, "Четыре времени года", 1974, мозаика, 21х4.3х3 м. Чейз тауэр, Чикаго

Например сам Марк Шагал, создавший мозаичную стенку для сквера возле здания Первого Национального банка в Чикаго, говорил: «Я вижу эти четыре времени года как символ, отображающий человеческую жизнь,и физическую, и духовную, во всех ее проявлениях…».

Марк Шагал, "Четыре времени года", 1974, мозаика, 21х4.3х3 м. Чейз тауэр, Чикаго
Марк Шагал, "Четыре времени года", 1974, мозаика, 21х4.3х3 м. Чейз тауэр, Чикаго

Однако в картине «Времена года» Майи Рамишвили нет ни одного печального или отталкивающего образа. Зима, весна, лето и осень представлены здесь в качестве четырех женских образов — нимф или наяд, явившихся из мира грез.

Майя Рамишвили, "Времена года", 2005, холст, масло, 55х70. BIS ART GALLERY, Москва
Майя Рамишвили, "Времена года", 2005, холст, масло, 55х70. BIS ART GALLERY, Москва

Их гибкие фигуры, нежные, будто бы в невесомых кружевных нарядах, образуют единый узор. Легкие линии и пастельные цвета работы навевают на зрителя только приятные мысли. Красавицы на картине расположены по кругу, будто одна следует за другой, руки девушек так же создают форму непрерывного круга, что прямо говорит о плавном течении времени и проводит параллель между постоянной сменой сезонов.

Глядя на этих четырех персонажей невозможно угадать то или иное время года в определенной девушке, потому что круговорот времени течет плавно и незаметно сменяя один сезон на другой, и в каждом сезоне есть своя красота.

Такого же принципа изображения времен года придерживались именитые художники XIX-XX веков. Четыре девушки в пестрых нарядах, отображают четыре разных сезона.

Поль Сезанн, «Весна, Лето, Осень, Зима», ок. 1860-62, холст, масло. Малый дворец, Париж
Поль Сезанн, «Весна, Лето, Осень, Зима», ок. 1860-62, холст, масло. Малый дворец, Париж
Альфонс Муха, "Времена года", ок. 1898-1900, Частная коллекция
Альфонс Муха, "Времена года", ок. 1898-1900, Частная коллекция

Каждая из них прекрасна, так же как весна прекрасна первыми теплыми солнечными лучами и запахом влажной земли, лето- знойными вечерами и звуком цикад, стрекочущими по ночам, осень- золотыми одеяниями деревьев и уютной атмосферой дома, зима- морозной свежестью, кусающей щеки и пушистыми снежинками, тихо покрывающими землю под свет уличных фонарей.

Уолтер Крейн (1845-1915), «Театр масок четырех времен года» , 1905-1909,холст, масло. Гессенский земельный музей, Германия
Уолтер Крейн (1845-1915), «Театр масок четырех времен года» , 1905-1909,холст, масло. Гессенский земельный музей, Германия