На волне комментария от одного подписчика, я решила написать пост про свои мысли по поводу каравана и затрат на бытовку. Рассмотреть, что выгоднее брать и где жить пока строишь дом.
Мысли и расчеты только мои, т.е. это мое личное мнение. Другие люди могут, считать иначе.
Что лучше и реальнее взять для постройки дома в Крыму караван или бытовку как временное жилище. Начнем с каравана.
Я не настолько сильно верю в караваны 30-летние, что бы их рассматривать для более длительного проживания. Караван, который меня бы устроил, стоит порядка 450 тысяч рублей и он все равно требует обслуживания и затрат. И это будет не зимний караван. Действительно зимние модели, утепленные и с теплыми полами стоят дороже. Я сейчас про живые экземпляры говорю. И эти деньги необходимо сразу вложить и поддерживать в обслуживании его.
Покупать караван за 150 тысяч рублей я бы не стала. Он может быть гнилой внутри, стекла могут не открываться или быть с трещинами и вряд ли он будет оборудован кондиционером. Я смотрела видео, как разбирали корпус каравана и внутри были гнилые доски. Снаружи он выглядит вроде нормально, а внутри откровенное гнилье. Еще в любой момент может потребоваться ремонт оборудования, установленного в караване. За 150 тысяч рублей он будет годится для установки на одно место, а не наматывать километры по полуострову. А ведь в Крыму море, красивые места, по-хорошему нужен караван способный передвигаться.
Я как раз смотрела этим летом караван на продажу. Он мне очень понравился и стоил около 450 тысяч рублей и имел много комфортных фишек и доработок. Когда-то там ремонтировалась прогнившая крыша. А вот бойлера и кондиционера в нем не было.
В основном на караванах установлена торсионная подвеска. Она не любит неровностей и предпочитает гладкий асфальт. Если он будет чисто стоять на участке, то подвеска не имеет значения. Если он должен быть хотя бы немного проходимым по бездорожью или к участку, где сложный подъезд, его дорабатывают. Ставят рессоры, кто-то добавляет пневму, устанавливают колеса большего радиуса, и тогда он может проехать и по горам и по лесам. Но все равно караваны, особенно старые, не любят тряски. Мебель начинает отходить от стен, сам корпус каравана расшатывается. Особенно английские караваны не любят тряску. Так пишут на соответствующих форумах, я лично, конечно, не имею такого опыта.
Есть один сайт и магазин караванов, там рассказывают про караваны с высоким клиренсом, которые могут ездить по горам и лесам. Думаю, это не совсем так. Или после таких поездок рано или поздно потребуется ремонт подвески и корпуса каравана. Тем более при наклоне можно зацепить дышлом или задней частью корпуса. Например, у КИПа специально сделан на этот случай срез сзади. Особо продвинутые рыболовы и караванеры защищают его еще стальным периметром. Стоит дорого, если делать у спецов. Если все делать самому, конечно это совсем другие деньги.
Длинные караваны, которые действительно комфортные, совсем не проходимые и им даже трудно съехать на грунтовку. Посмотрите, на ютубе есть достаточно известное видео, где огромный длинный караван съезжает в Крыму на ровную грунтовку с асфальта. Ему приделали сзади колесики, и он потихонечку катится на этих колесиках. Иначе он бы катился корпусом прямо по асфальту.
Допустим, что проходной караван не нужен. Однако, он все равно будет требовать минимальных вложений. Газ для плиты надо заправлять, также как и для бытовки. Соответственно, нужно ездить на газовую заправку. Воду нужно заливать. Бойлером оборудованы далеко не все караваны. Но можно установить. Цена бойлера и разводки, будет дороже, чем поставить бытовой бойлер в бытовку. По крайней мере, так показал мой личный мониторинг.
В караване стоит биотуалет. Если его не заправлять специальной химией, он завоняется тут же и превратится в обычный ночной горшок. Небольшой фонтанчик при открытии заслонки вполне реален, если не заправлять его химией.
На форумах караванеров все пишут в один голос, что вода свою дорогу найдет. Далеко не все используют душ по прямому назначению, т.к. опасаются сырости в караване. Если она появится, караван начнет гнить. Кто-то моет только детей, а сам на улице.
Я видела отчет, как один владелец ремонтировал внезапно прогнившую крышу, так как достаточно известная московская фирма прикрутила ему солнечные панели туда. В недоработанных старых караванах типичных розеток может не быть. Не во всех, по крайней мере. Ставят солнечные панели, контролеры и разные розетки. Обычные и Usb. Такие модификации стоят дороже, конечно же, в дешевом караване их может не быть.
Комфорт каравана не плохой, но все-таки короткие караваны достаточно тесны. Я смотрела караван 5 метровый внутри, там ходить можно ( недалеко), но крупному высокому человеку будет не комфортно, не то что передвигаться, даже в туалете будет тесно. Но это скорее мои личные наблюдения. Кому-то худенькому будет норм. В бытовке, если грамотно поставить мебель, будет больше пространства. Жить в караване комфортней, если сравнить например с жизнью в палатке.
Для тех, кто впервые на моем мини блоге, я рассказываю о том, как купила участок возле моря в западном Крыму, заказала бытовку и ждала ее, проживая в палатке. Также о подключении коммуникаций и о других трудностях, с которыми я столкнулась.
Мои небольшие личные выводы:
За хороший караван, доработанный и с перспективой продажи, и достаточно комфортный надо заплатить от 450 тысяч рублей. Чем дешевле и старше, тем больше шансов, что он будет гнилой, не комфортный и требующий вложений. Посмотрите, сколько стоит ремонт холодильника в караване или новый холодильник? Мой атлант двухкамерный будет стоить гораздо дешевле. И что поместится в холодильник в караване, он же маленький? Если что-то сломается и нет рядом золотых рук, которые все это бюджетно починят, есть риск попасть на серьезные вложения. Если караван должен ездить, то необходимо обращать внимание и на сцепное устройство, которое при покупке дешевого каравана может потребовать ремонта или замены. А сколько стоит кондиционер, которым не оборудованы по большей части дешевые караваны? Дороже, чем обычный. Без кондиционера в Крыму тяжело. Особенно на открытой местности. Под деревом, навесом жить можно, но под открытым небом тяжело.
Мне кажется, хороший караван не панацея для временного жилья. Лучше эти деньги сразу вложить в будущий полноценный дом.
Но, караван стоит купить, если вы мечтаете на нем путешествовать. Быть караванером- это стиль жизни! Это здорово!
Я бы сама не отказалась прицепить караван и покататься по России. Крым, Карелия, Байкал, Астрахань итд. У нас много красивых мест.
Еще караван можно сдавать в аренду в Крыму. На западе много мест, где располагаются караванеры. Мое село не исключение. Некоторые приезжают на все лето и живут в караване. Некоторые путешествуют и меняют дислокацию.
Будет вторая часть завтра. Я рассмотрю бытовку и затраты на нее.
Если Вам интересно, ставьте лайк и подписывайтесь на канал, что бы не пропустить новые статьи!
Читайте также:
Покупка бытовки в Крыму или как не разориться!
Купила бытовку для жилья в Крыму. О чем я пожалела при ее покупке и сколько это стоит?