Алкогольные и табачные бренды, видеоигры и мужские журналы. Болиды «Формулы-1», кажется, носили рекламу любой фирмы мира. Рассказываем о рекламных кампаниях, вызывающих наиболее сильную реакцию.
1. «Мартини»
Итальянский производитель вина пришёл в F1 одним из первых среди алкогольных брендов – больше 50 лет назад, в 1968 году. В «травоядные» по меркам рекламщиков времена, можно было влепить название компании огромными буквами на болид и радоваться продажам. С тех пор «Мартини» сменили много команд, не забывают продвигать напитки в паддоке и устраивают вечеринки Terrazzas в местах проведения Гран-при.
2. «Эксон»
Нефтяная компания в автогонках – это логично. Но в случае с контрактом между «Эксон» и «Брэбхэмом» удивляет форма партнёрства. Сам Джек Брэбхэм клеил на машине логотип спонсора в обмен на… бесплатный бензин. Да, в те времена бартерные сделки становились мечтой команд. Многим было достаточно покрышек или гостиничных номеров за предоставление рекламных площадей.
3. «Магазины товаров для взрослых Дона Клаудио»
В 1972 году на трассе Остеррайхринг на Гран-при Австрии можно было увидеть вот такой жёлтый баннер. Прецедент вошёл в историю, но информации об эффективности рекламного хода нет.
4. «Дюрекс»
Сексуальное раскрепощение проникло и на болиды. С 1976 по 1978 титульным спонсором «Сёртис» была всемирно известная фабрика презервативов. Пилотировал автомобиль перспетивный гонщик и будущий чемпион мира Алан Джонс. В книге Тома Бауэра «Формула-1. История главной автогонки мира и её руководителя Берни Экклстоуна» упоминается этот случай. Якобы BBC даже отменил трансляции F1 из-за присутствия бренда на машине.
5. «Пентхаус»
Аутсайдер автогонок 1970-х, команда «Хескет» пошла на очень смелый ход. Они разместили на машине не просто рекламу журнала для взрослых – на изображении девушка советует бумагу для самокруток «Ризла». Представить себе подобное сегодня просто невозможно.
6. «Самсон»
На закате 1970-х ещё одна команда попробовала интегрировать в автогонки самокрутки. «Шэдоу» разукрасили болид Ян Ламмерса, превратив нос в тигра.
7. «Марльборо»
Табачный гигант и «Феррари» сегодня ассоциируются друг с другом, как инь и янь. Но было время, когда представители «Марльборо» приходили в команду и предлагали разместить логотип размером с открытку.
Наибольший резонанс вызвала перекраска машин «Скуддерии». Джон Хоган, бывший топ-менеджер «Филипп Моррис» (владелец «Марльборо»), говорил руководству «Феррари»: «А вы знаете, что ваш красный на самом деле не такой уж и красный? Если вы прямо сейчас пойдёте в лакокрасочный магазин, то поймёте, что ваш оттенок красного больше похож на коричневый, как фирменный цвет «Альфа-Ромео»». Ненавидящие конкурента управленцы поспешили согласиться. Поэтому насыщенный красный был перенесён с пачки сигарет и используется до сих пор.
8. «Бритиш Американ Тобакко»
В конце 1990-х табачный концерн создал команду «БАР» и попытался внедрить по-своему гениальную идею: раскрасить две машины в разные цвета. На презентации болиды рекламировали бренды сигарет «Лаки Страйк» и «555». FIA выступило против, «БАР» проиграл все возможные суды, поэтому дизайнерам пришлось выкручиваться. В итоге, автомобили раскрасили по половинам, «сшив» их застёжкой-молнией.
9. «Сега»
Без сомнения, самую яркую и необычную рекламную кампанию в истории «Формулы» провёл японский гигант игропрома. В 1992 году они заключили контракт с «Уильямс-Рено», действующим обладателем Кубка конструкторов. В команду пришёл трёхкратный чемпион мира Ален Прост.
Интеграция маскота «Сеги» – ёжика Соника – была везде. Шлемы пилотов, боковые части болидов, коробки передач, ростовые куклы и даже грид-гёрлз! Более того, Гран-при Европы получило официальное название Sega European Grand Prix. Опустим баннеры и растяжки на трассе – их просто не счесть. Центральной деталью этапа стал специальный приз Sonic the Hedgehog Trophy, который получил победитель гонки Айртон Сенна