Найти тему
ОНИ

Советский космический корабль с вертикальной посадкой

Разработка многоразового космического корабля с вертикальной посадкой началась ещё в 1974 году. Проект под названием «МТКВП» (многоразовый транспортный корабль вертикальной посадки) инициировал В.П. Глушко.

«МТКВП»
«МТКВП»

Корабль массой около 80 тонн и длиной почти 35 метров мог вывести на орбиту вплоть до 30 тонн полезной нагрузки. В передней его части находилась кабина экипажа и ориентационные микродвигатели, которых на борту было 34. Далее располагались два парашютных отсека и грузовой. Первые использовались при посадке, второй же использовался для транспортировки полезного груза.

-2

Для стабилизации полёта использовались два боковых коротких крыла и аэродинамический щиток. В кормовой части аппарата по бокам располагалось два сопла коррекционных двигателей, а в середине одно большое сопло маршевого двигателя, работающего на смеси жидких кислорода и водорода.

Запуск «МТКВП» планировался с разрабатываемой сверхтяжелой ракеты «Вулкан» (которая потом предстала в виде «Энергии»).

РН «Вулкан»
РН «Вулкан»

Сначала ракета-носитель выводит аппарат на орбиту, где он выполняет своё задание. После завершения миссии он входит в атмосферу в вертикальном положении под определённым углом, при котором боковая дальность полёта может составлять до 1800 километров (это и стало определяющим фактором всего проекта).

Стартовая комплектация «МТКВП»
Стартовая комплектация «МТКВП»

При спуске запускаются два тормозных двигателя и раскрываются два парашюта, которые помогают кораблю изменить тангаж и приземлиться горизонтально — на выдвижные опоры.

-5

Поскольку боковая дальность спуска была слишком низкой, при нештатной ситуации корабль мог приземлиться за пределами территории СССР, чего нельзя было допустить. Именно поэтому проект был свёрнут в пользу более универсального корабля «Буран».