Разработка гиперзвукового самолёта РАКС началась в России ещё в начале 1990-х годов.
Для испытания инновационных реактивных двигателей требовались масштабные лётные отработки. Тогда было решено создать полноценную летающую лабораторию. Первая из них под названием «Холод» была создана на базе ракеты SA-5.
В её создании участвовали предприятия по всей России. Она состояла из нескольких отсеков. Первый их них включал себя бак с жидким водородом и топливопроводы. Второй - бортовые системы управления и датчики. Третий модуль был представлен гиперзвуковым двигателем, способным развивать скорость до 7 тысяч километров в час на высотах до 35 километров. Её запуски проводились, начиная с 1991 года, и система «Холод» блестяще показала себя в ходе семи испытаний в степях Казахстана.
Следующим этапом стала разработка аппарата ГЛЛ-ВК «Игла» (Исследовательский гиперзвуковой летательный аппарат), он же «Холод-2».
Длина аппарата составляет почти восемь метров, а стартовый вес свыше двух тонн. «Игла» не подразумевает самостоятельный старт — её запуск должен проводится с помощью лёгкой ракеты-носителя «Рокот».
По достижении высоты в 25 километров аппарат отделяется и совершает кратковременный полёт, развивая скорость вплоть до 17 тысяч км/ч, после чего приземляется при помощи бортовых парашютов.
Макеты «Иглы» регулярно демонстрируются на выставках МАКС. Стоимость проекта «Игла» составляет около трех миллиардов рублей. Успех этой миссии будет определяющим фактором для создания полноценного гиперзвукового самолёта.
Облик аппарата очень схож с советским гиперзвуковым космолётом «М-19», который должен был достигать гиперзвуковых скоростей с помощью ядерного двигателя.