Найти в Дзене
ЭХ, ПРОКАЧУ!

Прохиндей и Перестройка

Фильм Виктора Трегубовича «Прохиндиада или Бег на месте» вышел в 1984 году, а снимался в 1983-м, то есть в духе андроповской повестки — тогда как-то очень круто взялись за «нужных людей», пристраивающих деток — своих и чужих, достающих модные шмотки и помогающих жуликам-цеховикам (или кем был тот роскошный делец?) покупать автомашину Мерседес, редкую в те годы в наших краях.

Малоприятный, но всем нужный Сан Саныч. Скриншот.
Малоприятный, но всем нужный Сан Саныч. Скриншот.

Перед нами — неприятный мужчина, который, тем не менее, всем нравится. Кроме нового энергичного начальства. Сан Саныч Любомудров — современный Чичиков. Неслучайно в «Мёртвых душах» играл всё тот же Александр Калягин. Видимо, попал в точку, создал типаж.

Так вот, Сан Саныч — никакой. Вообще. Но он умеет всё устроить. Он — мастер говорить тосты и комплименты. В своём роскошном по тем временам — домашнем! - кабинете он пишет поздравительные открытки, для которых — штампованные слова. Те слова, которые непременно лягут на душу адресату.

Интересно, что дочке Сан Саныча совершенно не нужны и где-то даже противны изощрения её родителей. Скриншот.
Интересно, что дочке Сан Саныча совершенно не нужны и где-то даже противны изощрения её родителей. Скриншот.

Всякому. Без разницы. Любомудров — продолжение темы «Блондинки за углом» (опять же неслучайно на роль дочери Сан Саныча взята Татьяна Догилева), разве что Блондинка-Надя не вызывает такого омерзения — в ней есть надлом и трагедия детства (напомню, что Надя — детдомовка).

Сан Саныч же просто жучок-паразит. Он ни черта не делает на работе — нам (равно, как и его сотрудникам) регулярно показывают его пиджак на спинке стула. Мол, он только что вышел и вот-вот прибудет. Он где-то здесь. Он устраивает жизнь знакомых-своих-знакомых. Потому что те знакомые могут помочь ему самому.

Свадьба, устроенная не для радости, а для пафоса. И для ублажения нужных людей. Скриншот.
Свадьба, устроенная не для радости, а для пафоса. И для ублажения нужных людей. Скриншот.

Жизнь с «чёрного хода», из-под прилавка, договор в подсобке, общение за мзду. Нам явили социум, где все места занимают по звонку такого Сан Саныча. Где всё распределено между его «друзьями». Которые вовсе не друзья. Просто - функции.

Накануне Перестройки, в которой все почему-то винят одного Михаила Горбачёва, всем остро надоели вездесущие Сан Санычи, у которых «всё схвачено», которые пропихивают племянников своих отдалённых знакомых на престижные места. Чтобы те племянники там грели задами кресла.

Он ни хрена не делает на работе, даже не имеет высшего образования. Но всем нужен. Скриншот.
Он ни хрена не делает на работе, даже не имеет высшего образования. Но всем нужен. Скриншот.

Если взять на себя труд и отследить динамику Перестройки, то станет ясно — советское общество не бредило разрушением СССР, а собиралось бороться с такими Санычами. И этот фильм явился очень кстати. Предперестроечный огонёк. Слабый, но заметный. Ирония на грани пафоса.

Интересно, что и в «Блондинке...» и в «Прохиндиаде» кульминацией маразма становится свадьба, где нет лиц, а есть — те самые нужные персоны. В стране, где уже к начале 1970-х сформировалось квази-общество потребления, но не было материальной базы для этого потребления. Всем хотелось импортный гарнитур, а вовсе не в космос.

Позднесоветская система породила культ потребления и таких вот очаровательных паразитов. Скриншот.
Позднесоветская система породила культ потребления и таких вот очаровательных паразитов. Скриншот.

А за гарнитуром надо было гоняться. Тогда, как поганые грибы, выросли Сан Санычи. С ними и предполагалась борьба. Которая вылилась в ...отмену пути. Потому что распределительная система — равно или поздно — породит очередную генерацию Любомудровых.

P.S. В 1994 году было снято продолжение, где Сан Саныч уже вписался в рынок. Но смотреть я это не смогла, ибо очень уж халтурно снято. Но мысль ясна: пусть эти люди будут легальными бизнесменами, а не помогалами и решалами.

Зина Корзина (с)