Фильм Виктора Трегубовича «Прохиндиада или Бег на месте» вышел в 1984 году, а снимался в 1983-м, то есть в духе андроповской повестки — тогда как-то очень круто взялись за «нужных людей», пристраивающих деток — своих и чужих, достающих модные шмотки и помогающих жуликам-цеховикам (или кем был тот роскошный делец?) покупать автомашину Мерседес, редкую в те годы в наших краях.
Перед нами — неприятный мужчина, который, тем не менее, всем нравится. Кроме нового энергичного начальства. Сан Саныч Любомудров — современный Чичиков. Неслучайно в «Мёртвых душах» играл всё тот же Александр Калягин. Видимо, попал в точку, создал типаж.
Так вот, Сан Саныч — никакой. Вообще. Но он умеет всё устроить. Он — мастер говорить тосты и комплименты. В своём роскошном по тем временам — домашнем! - кабинете он пишет поздравительные открытки, для которых — штампованные слова. Те слова, которые непременно лягут на душу адресату.
Всякому. Без разницы. Любомудров — продолжение темы «Блондинки за углом» (опять же неслучайно на роль дочери Сан Саныча взята Татьяна Догилева), разве что Блондинка-Надя не вызывает такого омерзения — в ней есть надлом и трагедия детства (напомню, что Надя — детдомовка).
Сан Саныч же просто жучок-паразит. Он ни черта не делает на работе — нам (равно, как и его сотрудникам) регулярно показывают его пиджак на спинке стула. Мол, он только что вышел и вот-вот прибудет. Он где-то здесь. Он устраивает жизнь знакомых-своих-знакомых. Потому что те знакомые могут помочь ему самому.
Жизнь с «чёрного хода», из-под прилавка, договор в подсобке, общение за мзду. Нам явили социум, где все места занимают по звонку такого Сан Саныча. Где всё распределено между его «друзьями». Которые вовсе не друзья. Просто - функции.
Накануне Перестройки, в которой все почему-то винят одного Михаила Горбачёва, всем остро надоели вездесущие Сан Санычи, у которых «всё схвачено», которые пропихивают племянников своих отдалённых знакомых на престижные места. Чтобы те племянники там грели задами кресла.
Если взять на себя труд и отследить динамику Перестройки, то станет ясно — советское общество не бредило разрушением СССР, а собиралось бороться с такими Санычами. И этот фильм явился очень кстати. Предперестроечный огонёк. Слабый, но заметный. Ирония на грани пафоса.
Интересно, что и в «Блондинке...» и в «Прохиндиаде» кульминацией маразма становится свадьба, где нет лиц, а есть — те самые нужные персоны. В стране, где уже к начале 1970-х сформировалось квази-общество потребления, но не было материальной базы для этого потребления. Всем хотелось импортный гарнитур, а вовсе не в космос.
А за гарнитуром надо было гоняться. Тогда, как поганые грибы, выросли Сан Санычи. С ними и предполагалась борьба. Которая вылилась в ...отмену пути. Потому что распределительная система — равно или поздно — породит очередную генерацию Любомудровых.
P.S. В 1994 году было снято продолжение, где Сан Саныч уже вписался в рынок. Но смотреть я это не смогла, ибо очень уж халтурно снято. Но мысль ясна: пусть эти люди будут легальными бизнесменами, а не помогалами и решалами.
Зина Корзина (с)