Найти в Дзене
История моды с Марьяной С.

Спящая красавица-2: мода через 100 лет

Продолжим тему Спящей красавицы и теперь обратимся к более поздним векам, XVIII и XIX. С чем придётся столкнуться воображаемой принцессе в области моды, если заснуть и проснуться через сто лет?

Знаете, не так уж плохо заснуть в 1750-х и проснуться в 1850-х. Засыпаешь - кругом царит кокетливый стиль "рококо", просыпаешься... а там "второе рококо". Тоже тонкие талии и пышные юбки. Только раньше фижмы, которые в середине века были сплющены спереди и сзади, а теперь - куполообразные кринолины. Ну и корсеты стали удобнее, в них уже есть место для груди. Дамы стали открывать не только шею и грудь, но и руки, и плечи. И никакой пудры для волос! А ещё на самые нарядные платья идёт не только плотный шёлк, а легчайшие, полупрозрачные материалы - тюль, газ и прочее.

Слева - маркиза де Помпадур, Франсуа Буше, 1759 г., из Собрания Уоллес. Справа - великая княгиня Александра Иосифовна, Фридрих Август фон Каульбах, 1859 г., из коллекции Государственного Эрмитажа
Слева - маркиза де Помпадур, Франсуа Буше, 1759 г., из Собрания Уоллес. Справа - великая княгиня Александра Иосифовна, Фридрих Август фон Каульбах, 1859 г., из коллекции Государственного Эрмитажа

Если заснуть в 1780-х и проснуться в 1880-х, то окажется, что больше не носят пышных, довольно высоких причёсок, разукрашенных всем, чем только можно. Облегчение. Зато - приятный сюрприз - в костюме вполне могут использоваться элементы столетней давности. Например, распашные верхние юбки, красиво задрапированные по бокам. Правда, в твоё время носили сзади небольшие подушечки для придания юбкам сзади этой пышности, а теперь эти "турнюры" стали побольше... Ну и корсеты, корсеты удобнее!

Слева - Юлиана Гессен-Филипстальская,  Иоганн Генрих Тишбейн Старший , 1781, из коллекции Кассельской картинная галерея. Справа - миссис Уайт, Джон Сингер Сарджент, 1883, из коллекции Национальной галереи искусства (Вашингтон)
Слева - Юлиана Гессен-Филипстальская, Иоганн Генрих Тишбейн Старший , 1781, из коллекции Кассельской картинная галерея. Справа - миссис Уайт, Джон Сингер Сарджент, 1883, из коллекции Национальной галереи искусства (Вашингтон)

А знаете, в какой случае принцессе придётся особенно туго? Если она заснёт в начале XIX века, а проснётся в начале XX. Только ты освободилась от жёсткого корсета, носишь мягкий или не носишь вообще... Только ты перестала затягивать талию... Только избавилась от пышных юбок и плотных тканей, и носишь лёгкие муслиновые платья... Как тут - всё! Срочно затягивайся в корсет, да который ещё, к тому же, придаёт женской фигуре S-образный силуэт, с перегибом в талии. Ну и долой неоклассическую простоту в стиле античных статуй, снова кружева, оборки, узорчатые ткани, множество драгоценностей, и начёсы на голове вместо лёгких кудрей...

Слева - Францишка Хорошова, 1802, Ф ранц Иосиф Пичманн, из коллекции Дом-музей Орсетти (Ярослав). Справа - миссис Андресон, Сесилия Бо, 1901 г., из частной коллекции.
Слева - Францишка Хорошова, 1802, Ф ранц Иосиф Пичманн, из коллекции Дом-музей Орсетти (Ярослав). Справа - миссис Андресон, Сесилия Бо, 1901 г., из частной коллекции.

В общем, принцессы, вы подумайте - стоит ли заказывать новомодный костюм или лучше спать дальше.

Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма!