Найти тему
Sergey Grech

ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНСАЛТИНГ ДРЕВНЕГО РИМА

Если говорить об институте советников у римлян, то он существенно не отличался от того, что было у их учителей - греков. Масштабы использования политконсультантов, правда, в Риме были больше. Помимо знаменитых философов (Цицерона, Сенеки...), консультирующих первых лиц государства и состоявших «на зарплате», по время выборов по всей империи к работе привлекались тысячи «вольных технологов». Многие из последних надолго потом оставались жить в домах своих клиентов - богатых политических деятелей.

Римский юрист и философ Цицерон соглашался со многим из того, что Аристотель сказал об убеждении. Цицерон, получивший известность в Древнем Риме благодаря успешно проведенной судебной защите некоторых самых отъявленных преступников и убийц того времени, ввел в обиход то, что он назвал officia oratoris, обязанностями оратора, — очаровывать (создавать доверие к оратору), учить (представлять послание с разумными, логичными доводами) и волновать (наполнять аудиторию эмоциями).

Важным вкладом Цицерона было дальнейшее развитие введенного Аристотелем понятия «атехной» в теорию статиса (statis), или статуса проблемы — того, что входит в список предварительных условий для убеждения. Задача оратора состоит здесь в том, чтобы обеспечить наиболее выгодное с его точки зрения определение исходной ситуации. Предположим, например, что клиент был обвинен в убийстве. Первая линия защиты заключается в отрицании фактов: «Нет, мой клиент не делал этого». Если это невозможно, требуется оспаривать определение данного действия: «Несомненно, она убила его, но это не было убийством». Если и это не удается, нужно подвергать сомнению качество деяния: «Да, это было убийство, но убийство из добрых побуждений и при смягчающих обстоятельствах». Когда все остальное терпит неудачу, ставится под вопрос право трибунала вести данный процесс: «Этот суд не имеет никаких полномочий судить жену цезаря». Или «жена цезаря все подозрений».

Сегодня все эти находки античности используются при отстройке от так называемого «черного пиара».

Надо сказать, что в Риме люди подобной профессии не бедствовали. Тот же Луций Анней Сенека (04 г. до н. э. – 65 г. н. э.) обладал состоянием в 300 миллионов сестерциев (примерно 50 млн. долларов в современном исчислении).

Однако, чем ближе был советник к вершине пирамиды власти, тем меньше у него оставалось шансов умереть своей смертью...

Убийство Цицерона (106 г. до н. э. – 43 г. до н. э.) организовал внучатый племянник Цезаря Антоний. Причем, он приказал отрезать у мертвого Цицерона голову и прибить ее в том месте Рима, откуда знаменитый философ произносил свои речи.

Сенека, обвиненный завистниками в алчности и заговоре против императора, был приговорен Нероном к смерти. Однако, тиран из уважения к своему бывшему учителю дал ему право выбора способа самоубийства. Сенека вскрыл себе вены. Римляне умели достойно умирать...

В буквальном смысле слова «философом на троне» был Марк Аврелий Антонин (121 г. н. э. – 180 г. н. э.) – римский император и философ-стоик. Марк Аврелий остался в исторической памяти одним из немногих императоров, смерть которых население империи искренне оплакивало. Правил он с 161-го года по 180-й. Умер, став жертвой охватившей империю эпидемии чумы.

Труд Марка Аврелия «Наедине с собой» есть выражение утомленного финала античной цивилизации. Название, видимо, определилось исходя из того, что самому Марку Аврелию уже не нужны были ни советники, ни ученики. Свиток с текстом трактата был найден в складках одежды уже умершего императора. Автор, скорее всего, не помышлял о публикации книги. Обращался он сам к себе и... к Вечности. Ему не нужна была людская слава. Да и власть как таковая ему была не нужна. Марком Аврелием, на самом деле, руководил долг перед своим народом. Долг человека, волею судьбы получившего высокое посвящение.

В размышлениях Марка Аврелия много философской грусти. Но эта грусть особого рода. Она очищает. Она избавляет от дурных страстей и бессмысленных терзаний. «Думайте почаще о том, что все, что есть и происходит, так же быстро и уносится. Вся материя – вечно движущийся поток, все совершенное и совершающееся – тысячекратная смена, цепь вечных превращений. Ничто не прочно. Впереди и сзади бесконечность, в которой все исчезает. Как глуп, следовательно, всякий, кто чем-нибудь чваниться или убивается и горюет о чем-нибудь, точно горе не длится лишь короткое время». Мировоззренческая платформа Марка Аврелия несла в себе видимую практическую пользу: огромная империя управлялась с достаточной эффективностью. Самому Марку Аврелию его философия позволяла владеть собой в ситуациях и горя, и радости. Его лицо всегда оставалось спокойным.

Начиная с III века, в политическом консультировании все больший вес набирают христианские философы – отцы церкви. Демократию они не очень жаловали. С распадом Римской империи на целое тысячелетие движение человеческой мысли в отношении избирательных технологий было приостановлено.

Качественно новый этап в развитии политического консультирования начался с Никколо Макиавелли (1469-1527). Эпоха Возрождения явила миру новый подход к захвату и удержанию власти – политический прагматизм, высушенный до беззастенчивого цинизма. Политика, по Макиавелли, не зависит от морали и оценивается исключительно по достигнутым результатам.

В результате «Государь» Макиавелли переиздается и перечитывается каждым новым поколением политиков. Но «Государь», по нашему глубокому убеждению, не может быть для них единственной настольной книгой. Рядом с Макиавелли должен лежать сборник изречений китайских философов.

Из книги «ЭКЛОГЕС. Опыт построения науки о выборах»

Полный текст на сайте: https://www.sergei-grechishnikov.ru/

Телеграм канал автора: Политкоуч @sergrech