Найти в Дзене
árchi Calliopē

Почему алгоритмические декорации Ансмейера — это идеальное барокко?

Работы архитектора Мишеля Ансмейера давно вызывают интерес не только среди профессионалов, но и среди широких масс. Метод его проектирования базируется на принципах простых и сложных алгоритмов. Это значит, что появляются не просто новые возможности 3D редактора, а принципиально новые методы формообразования. Ансмейер демонстрирует как раз эти методы в создании своих проектов и использует их не только в архитектуре, интерьере и при проектировании МАФ-ов, но и в создании декораций. Его последний проект (как сказано на его сайте) — это оформление сценического пространства к опере Моцарта “Волшебная флейта”. Как описывает свой проект сам Ансмейер, “этот проект находится на грани хаоса и порядка, естественности и искусственности.”

-2

Скажем прямо, идея совмещения в себе двух противоположных парадигм — явление не новое. Да и внимание к алгоритмическому проектированию, как к буму в проектировании, уже давно не так сильно приковано. Однако, то, что получилось у Ансмейера — это удачное совмещение метода и цели. Сознательное использование алгоритмического проектирования в целях выразить сформулированную идею в произведении искусства — это один из немногих примеров в современном дизайне. Более того, удивительным образом новейшее включило в себя культурный пласт прошлого, а это, как нам известно, случается не часто. Именно поэтому я хочу заострить свое внимание на этой сценографии, и попробую описать её своим субъективным взглядом.

Мне уже давно было заметно, что алгоритмическое проектирование Ансмейера напоминает что-то очень древнее и мифическое. Стоит только посмотреть на его проект “Subdivided Columns” и сразу в этом убеждаешься. Ощущение того, что это построили древние кхмеры не оставляет тебя ни на секунду.

А вот что, если древний Ангкор-Ват был спроектирован именно с помощью алгоритмов? Есть над чем подумать?! Хм.. Простите мне эту мысль, пойдём дальше.
Subdivided Columns
Subdivided Columns

И вот это ощущение древности и мифичности — как раз то, что нужно в Волшебной флейте. Просто прочитайте либретто оперы и вы поймете, что это сказка, которая происходит во времена древнего Египта. А древний Египет — это сплошной миф! Ну и как тут, простите, не воспользоваться дизайном Ансмейера? Прекрасное сочетание формы, смысла и метода проектирования!

-4

На мой вкус декорации выглядят очень барочно, и сейчас я попробую объяснить почему.

Во-первых, они состоят из множества множества деталей. Огромные количества простейших форм собираются в классы, а те, в свою очередь собираются классы побольше и так далее.

Во-вторых, они абсолютно симметричны. Все повторяется как минимум дважды, зеркалится по вертикальной оси. По-горизонтали же прослеживается явная иерархичность форм.

Но это еще не все. Композиция строится по принципу множественного насыщения пространства. Богатство форм, большое количество элементов, отсылки к природным формамвсе это признаки стиля барокко.

-5

Но дело не только в том, что это барокко, а в том, что это очень хорошее барокко, совершенно не пошлое. Почему? Давайте разберемся.

Самый явный признак — отсутствие цвета. Многообразие форм, количество деталей забирают слишком много внимания и на цвет уже не остается визуальной энергии, поэтому автор решил оставить все белым, за что мы его очень уважаем, не так ли?
Другой признак “качества” — это простейшие формы, из которых строится сложное. Если почитать историю создания алгоритмов Ансмейера, то можно узнать, что начинает он всегда с куба или сферы, а потом производит над ними алгоритмические метаморфозы. Что может быть прекрасней для архитектора?
Более того, все детали собираются в
классы, а классы в свои классы, что делает композицию очень целостной. Она не рассыпается и не гоняет наш глаз от одной части к другой. Мы видим общую картинку, затем видим крупные знаковые элементы, и только потом уже рассматриваем детали. Все очень демократично к зрителю — ещё один плюс к “идеальному барокко”.

-6