Как стать волонтёром?
Уверен, большинство из вас ответит примерно так: нужно выбрать какое-нибудь крупное событие - универсиаду, например, или международный форум, – связаться с оргкомитетом и предложить свои услуги. Потом вам выдадут красивую форму, вы будете объяснять гостям, как пройти в нужное место, раздавать воду, чай и всякую «сувенирку», радоваться, веселиться, находить новых друзей…
Именно с таким, событийным, волонтёрством у большинства наших сограждан ассоциируется представление о добровольческой миссии. Более того, по данным опроса ВЦИОМ, 48% россиян готовы пойти в волонтёры, чтобы «интересно провести время», и лишь для 37% главным стимулом является «желание быть полезным».
Так для кого мы «волонтёрим» – для себя или для других? Чтобы разобраться в этом, давайте сначала определимся с тем, каким бывает волонтёрство. А чтобы было проще, разделим его виды по цветам.
Цвет синий: событийное волонтёрство
Безусловно, самый яркий, самый интересный вид волонтёрства - это обслуживание крупного массового события. Вспомним, к примеру, сочинскую зимнюю Олимпиаду: волонтёры стали одними из самых заметных и запомнившихся её участников. Они помогали болельщикам сориентироваться в огромных «кварталах» олимпийской новостройки и сложных транспортных схемах, с особым вниманием сопровождали детей, пожилых людей и зрителей с ограниченными возможностями здоровья, да и в целом – создавали атмосферу того праздника, каким запомнилась нам Олимпиада.
То же самое можно сказать о волонтёрах на недавнем Чемпионате мира по футболу, о волонтёрах, сопровождавших шествие «Бессмертного полка» по всей стране…
Вообще, ни одно крупное событие в любой стране сегодня невозможно представить без волонтёрской поддержки.
Но давайте будем честными. Организаторы события, как правило, обеспечивают волонтёров питанием и проживанием, выдают красивую униформу – поэтому от желающих отбоя нет, проходят целые конкурсы! То есть, событийное волонтёрство - это не только социальная активность, но и необычный, для многих желанный, отпуск или уикэнд. Поэтому присвоим ему синий цвет – цвет моря, чистого неба и прочих спокойных радостей.
Цвет красный: волонтёрство спасения
Это, напротив, самый сложный и ответственный вид волонтёрства, требующий специальной подготовки. Волонтёры-спасатели ищут пропавших людей (все помнят фильм «Нелюбовь», в котором великолепно была показана работа этих самоотверженных добровольцев?). Они помогают профессиональным спасателям разбирать завалы после природных и техногенных катастроф. Они обучают школьников приемам первой неотложной помощи и воспитывают собак-спасателей. Они, так же, как и пожарные, медики, военные, готовы по первому зову приехать на место трагедии.
Еще один вид, который следует отнести к волонтёрству спасения, – это сестринский уход за инфекционными, лежачими больными и пациентами хосписов. Здесь мало доброй воли – нужны особые навыки и особая самоотдача. В ряде случаев больницы требуют наличия у волонтёра медицинского образования (или, как минимум, он должен быть студентом медицинского вуза).
Такому волонтёрству мы, безусловно, присвоим красный цвет.
Цвет белый: социальное и корпоративное волонтёрство
Что такое социальное волонтёрство? Это добрые дела каждый день.
Это – своими силами соорудить в своем подъезде пандус для колясок, не дожидаясь пока это соизволит сделать управляющая компания.
Это – с командой друзей придумать и провести интересный творческий мастер-класс для детей из детского дома.
Это – начать раздельный сбор мусора у себя дома, и отвозить рассортированные отходы в специальные контейнеры, которых у нас в городах пока что единицы.
Это – уделить время одиноким бабушкам и дедушкам в доме престарелых, дав им самое главное – радость общения.
Это – хотя бы раз в год сдать кровь на донорском пункте, или же, ещё круче, внести себя в реестр доноров костного мозга, увеличив шансы на чье-нибудь спасение.
И таких возможных добрых дел – тысячи.
Еще лет 10 назад о социальном волонтёрстве в России практически никто не слышал. Но сейчас, особенно после того, как в России прошел Год Добровольца, в роли волонтёров пробуют себя десятки тысяч людей.
А поскольку даже добрые дела скучно делать в одиночку, волонтёры ищут единомышленников, вовлекают в процесс своих друзей, знакомых, родственников. И ещё коллег по работе: вот тут у нас возникает термин «корпоративное волонтёрство».
6 лет назад, когда несколько сотрудников одной московской компании решили покрасить детскую площадку, мы и представить себе не могли, чем это закончится.
А сегодня движение DaDobro – это более 30 отделений по всей России, свыше 100 компаний-участников и несметное число просто неравнодушных людей, участвующих в наших акциях.
И цветом социального, корпоративного волонтёрства мы выбрали белый – цвет гражданской инициативы. Но на красном фоне :)
Потому что наше волонтёрство - это тоже путь к чьему-то спасению.
Присоединяйтесь!