Найти тему
Патриоты Нижнего

Пятьдесят лет в строю

Оглавление

Полицейский, военный, спасатель. Для обычного человека эти профессии будут всегда ассоциироваться с теми, кто охраняет покой наших граждан. 12 февраля подразделениям лицензионно-разрешительной работы Росгвардии исполняется 50 лет. В честь этого события мы решили познакомить вас с Максимом Дубковым, начальником отдела ЛРР по Нижнему Новгороду управления Росгвардии Нижегородской области. У него отношение к охране мирной жизни граждан особое. Максим Вадимович – уже третий мужчина в своей семье, кто контролирует оборот оружия в нашей области.

Корнями в историю

История использования оружия уходит своими корнями глубоко в прошлое. По сути, с того момента, как человек изобрел первое в своей жизни копье, появились и те, кто хотел бы распоряжаться им в личных целях. Но со временем, когда стало понятно, к чему может привести бесконтрольное использование опасного изобретения, начали создаваться законы, ограничивающие применение оружия.

Так, в Российской империи первым, кто предпринял шаги в этом направлении, стал Петр I. 14 февраля 1700 года он издал указ, который запрещал ношение «остроконечных ножей и продажу их в рядах». А самая настоящая уголовная ответственность за хранение огнестрельного оружия была введена в 1922 году. Ну а 50 лет назад при Министерстве внутренних дел СССР был создан специальный отдел, на который возлагались функции по ведению разрешительной и лицензионной работы. После этого он неоднократно претерпевал структурные изменения, а современный вид обрел в 2016 году, после образования Росгвардии.

-2

Несмотря на то что Максим Вадимович родился в семье военных, он не хочет, чтобы его дочь связала свою жизнь с этой сферой. Фото из личного архива Максима Дубкова

– Сфера нашей деятельности достаточно серьезная, – рассказывает Максим Вадимович. – Ведь мы контролируем оборот оружия, разрешаем либо, наоборот, запрещаем приобретать, хранить и использовать его. А еще мы осуществляем контроль за частной охранной деятельностью.

-3

Дед Максима Вадимович – Вячеслав Дубков и отец – Вадим Дубков

Сейчас в Нижнем Новгороде 26 тысяч владельцев оружия. Если сравнивать с другими городами Приволжского федерального округа, то мы стоим на втором месте после Самары.

Очень ответственная работа

Большинство трагических событий, происходящих в мире, так или иначе связано с использованием оружия. Работники лицензионно-разрешительной службы должны на корню пресекать такие ситуации, попросту не выдав разрешение подозрительному человеку. Поэтому работа, которой занимается Максим Дубков, подразумевает огромную ответственность.

– Мы всегда детально оцениваем тех, кто к нам приходит, – говорит Максим Вадимович. – Сначала нужно понять, что это за человек, и провести с ним психологическую беседу. В законе, конечно, есть определенные требования. Если человек собрал необходимый пакет документов, то мы обязаны выдать лицензию. Но все равно во время беседы на него можно как-то повлиять и переубедить, если он вызывает подозрения. Бывает, попадаются очень интересные люди. В Нижегородском районе у нас был один такой персонаж. Пришел к нам в фашистской шапке-ушанке и заявил, что ему нужно оружие. Но мы сказали, чтобы он приходил в другой раз.

-4

Сотрудники Росгвардии имеют право на ношение и хранение огнестрельных средств. Но, чтобы получить право на приобретение охотничьего ружья даже начальник ЛРР обязан пройти все стандартные процедуры. Фото из личного архива Максима Дубкова

Как правило, чем сложнее работа, тем больше интересных ситуаций происходит с ее исполнителями. Так, например, в 2010 году, когда страну накрыли ужасные пожары, Максима Дубкова вместе с сослуживцами отправили в командировку в Выксу, чтобы они изъяли оружие из домов, подверженных огню. В одной деревне уже начинался пожар, а граждане никак не хотели сдавать оружие. Тогда было решено сделать объявление и повесить его на магазин.

– У нас был лист А4 и ручка, а вот скотч мы не взяли, – продолжает Максим Вадимович. – И в итоге, чтобы оказать внушительное воздействие, мы прибили этот лист гвоздями-сотками.

-5

Работа, которой занимается Максим Дубков, подразумевает огромную ответственность, ведь он контролирует оборот оружия. Фото из личного архива Максима Дубкова

А особенно Максиму Вадимовичу запомнился прошедший чемпионат мира по футболу. Мало того что в течение двух месяцев ему пришлось фактически жить на стадионе, так после матча Аргентина – Хорватия он вместе с другими работниками охранной службы выносил на руках самого Диего Марадону. Футболист был настолько расстроен проигрышем любимой команды, что не смог самостоятельно добраться до машины.

Три поколения

Так сложилось, что Максим Дубков не просто так связал свою жизнь именно с лицензионно-разрешительной службой. Он родился в семье, где все мужчины на протяжении трех поколений работали в этой сфере.

– Дедушка Слава (Вячеслав Михайлович Дубков) после армии занимал должность участкового уполномоченного в Советском районе, – рассказывает Максим Вадимович. – А потом, набравшись опыта, перевелся в УВД Горьковского облисполкома (ныне Главное управление МВД России по Нижегородской области). С 1974 года дед стал главным инспектором новообразованной лицензионно-разрешительной службы. В те времена не было таких жестких запретов, как сейчас. Можно было прийти в сельский магазин, показать охотничий билет и приобрести ружье. Поэтому первым работникам нового подразделения пришлось несладко.

Папа Максима, Вадим Вячеславович, не сразу решил идти по стопам своего отца. Он окончил Горьковское зенитное ракетное военное училище, а после служил в Мурманске и Калининграде. Когда наступили девяностые, Вадим Вячеславович вернулся в Нижний Новгород и только тогда принял решение продолжить свою службу в разрешительном отделе.

– Папа пошел туда же, где работал дедушка. Его вспомнили и взяли на службу, – продолжает свою историю Максим Вадимович. – А я уже пошел по стопам отца. Правда, долго упирался.

Максим Вадимович учился в Нижегородской академии МВД по профилю борьбы с экономическими преступлениями. После ее окончания в 2007 году он решил попробовать себя в уголовном розыске и даже проработал девять месяцев на посту оперуполномоченного уголовного розыска Советского РУВД. Но в 2008 году судьба направила его в тот же лицензионно-разрешительный отдел.

– Сомнения насчет правильности выбора профессии никогда меня не терзали. Я всегда знал, что иду по верному пути, – делится Максим Дубков. – Я горжусь тем, что родился в такой семье и что у нас из поколения в поколение передаются устойчивые традиции. Работа для меня – это безопасность граждан и большая ответственность, которую мне совсем нетрудно нести. И если брать карьерную лестницу, то я уже перерос отца и деда. Они оба ушли на пенсию в звании майора, а я уже майор. Поэтому хотелось бы как минимум добраться до полковника. Ну а как максимум – стать генералом.

 Дарья КРАЕВА

 Фото Андрея АБРАМОВА