Многие водители боятся подержанных автомобилей с автоматическими коробками передач. Но история знает немало случаев, когда с автоматом меньше проблем, чем с механикой. Хорошая автоматическая трансмиссия служит по 300 000 км и запросто может пережить сам автомобиль. Однако есть и проблемные коробки. Например, французские AL4 и DP0. С ними лучше вообще не связываться. Подробнее о них тут.
Впрочем, убить можно любой автомат, но слава богу, автоматические трансмиссии не умирают мгновенно и неожиданно. Всегда есть какие-то признаки болезни и плохого самочувствия коробки. Их то и надо искать.
Очень многое можно узнать о самочувствии коробки при тест-драйве. Сразу как только сели в машину переключайтесь в R, а через секунду в D. Никаких сильных и резких толчков быть не должно. Допустим лишь небольшой слабый толчок, который человек едва чувствует. Но ни о каком дергании машины речи быть не должно. Ни на холодной машине, ни на горячей.
При движении не должно быть стуков и резких рывков при переключениях. В идеале передачи должны переключаться незаметно вне зависимости от того, как сильно нажата педаль газа. Кстати, стоит пару раз разогнаться до максимальной передачи с вжатой педалью газа в пол - в таком режиме все толчки и пинки максимально заметны. Часто пинки происходят только при переключении с какой-то одной передачи на другую. Например, только с третьей на четвертую или только со второй на третью.
Набор оборотов двигателя должен сопровождаться набором скорости. Ситуация, когда обороты растут, а машина не ускоряется (как в случае, когда сцепление буксует на механике), ненормальна и АКПП требует ремонта.
Попробуйте работу кикдауна. Едьте на скорости 60-70 км/ч едва, нажимая на газ, а потом резко утопите педаль гаа в пол, до щелчка, который вы почувствуете правой ногой (это нажатие кнопки кикдауна), машина на это должна отреагировать переключением одной-двух-трех передач (в зависимости от количества ступеней в коробке) вниз и ускорением.
После поездки на заведенном двигателе надо проверить масло на щупе АКПП (если щуп есть). Оно должно располагаться в районе верхней отметки Hot, но не выше неё.
Понюхайте и рассмотрите масло на щупе АКПП. Масло не должно пахнуть гарью и иметь неприятный запах тухлятины. На вид оно должно быть пусть и не прозрачным и золотистым, но, как минимум, не черным и без посторонних вкраплений, пузырьков воздуха и мелкой металлической пыли.
Если всё в порядке, то коробка в хорошем состоянии. По крайней мере на данный момент. Определить, сколько ещё прослужит коробка после покупки определить невозможно ни по косвенным признакам, ни с помощью какой-либо электроники. Узнать остаточный ресурс коробки можно только разобрав коробку.
Хорошо, если у продавца будут отметки в сервисной книжке, чеки и заказ-наряды на замену масла в АКПП. Но даже если они есть, всегда после покупки подержанного автомобиля нужно менять все жидкости, особенно масла в двигателе и в коробке передач.