С Петербургом и художниками величественного образа города на Неве ассоциируется у каждого русского человека скульптор Фальконе. Пётр Великий, Екатерина Великая, Александр Пушкин, Медный Всадник — непреложные символы столицы Великой Российской Империи.
Вы, дорогой читатель, скажете: «Что, опять про Медный Всадник?» Конечно, нет. Об этом позже...
Из парижских низов к вершинам творчества
Первым днем зимы триста три года тому назад в семье парижского столяра родился Этьен Морис Фальконе. Дядя будущего скульптора был мраморщиком в мастерских. Нет, не ваятелем, а каменотёсом. В юности Фальконе не получил какого-либо художественного образования, но обучался резьбе по дереву в мастерских по изготовлению болванов для демонстрации париков. То есть, казалось, ему было предначертано стать простым ремесленником. Но тот, кто всё предначертал, по-видимому, рассудил иначе.
Художественной резьбе, рисованию и лепке юный гений обучался самостоятельно. Его работы, сделанные по собственной инициативе, вовремя заметили, и он был взят в ученики к Жану Батисту Лемуану — королевскому придворному скульптору.
Только в возрасте двадцати восьми лет Фальконе будет зачислен в Парижскую Академию за выполненную в гипсе конкурсную скульптурную работу «Милон Кротонский». Через десятилетие скульптор получил звание академика за эту же скульптурную группу, выполненную им в мраморе.
Дальнейший путь уже сорокалетнего ваятеля продолжился многими заказами в самых значительных местах тогдашних новостроек прекрасного Парижа. Церковь святого Роха — здесь Фальконе создал всю алтарную группу скульптур, замок Бельвю — скульптура «Музыка», замок Кресси — скульптурная группа «Охота на уток». Это были заказы от французской королевской фамилии и ближнего круга вельмож. Много работ выполнено по просьбам маркизы Помпадур, известной в то время своей страстью к предметам изящных искусств.
На протяжении всей жизни у Фальконе, скорее всего, не было друзей, близких товарищей и учеников. Только с учителем, Жаном Лемуаном, они поддерживали дружеские и творческие отношения. Был ли он замкнут или слишком самолюбив? Возможно. Но в те годы скульптору, получающему заказы от самых высоких особ, было трудно поддерживать тёплые отношения с коллегами, лишёнными такой возможности.
Живой камень и металл
Академик, вышедший из нижних слоёв общества, внёс огромный вклад в развитие мировой скульптуры. Столкновения взглядов классицизма, барокко и рококо, с наметившимися очертаниями нового понимания значения искусства, уже в более позднее время стали называть эпохой Просвещения.
Фальконе работает практически во всех вариантах материалов: мрамор, гипс, фарфор, бронза. Античная мифология, экстерьерные скульптурные группы, фарфоровые украшения, созданные художником, отличаются живыми формами продуманных линий.
Формулируя принципы скульптурного искусства, Фальконе отказывается от канонов классицизма, предлагая концепцию свободного движения и напряжённых форм, а также некоторые изменения пропорций для оживления твёрдых материй.
Им написано несколько работ по теории скульптурного творчества. Скульптуры «Амур» и «Флора» разных лет, а также «Психея», «Пигмалион и Галатея» — стали хрестоматийными образцами представления античных образов в скульптуре.
А «Нежная грусть» стала одним из образцов философского подхода в понимании монументального искусства. Многочисленные Купидоны работы Фальконе разных лет и в наше время служат эталоном декора в архитектуре.
Главный монумент
Известно, что Фальконе сам предложил первый эскиз памятника Петру в виде идеи всадника на вздыбленном коне над обрывом с простёртой дланью. Он мечтал создать значительный монумент великому человеку, почитаемому в Европе и остальном мире. После недолгих переговоров императрица пригласила скульптора в Петербург с группой мастеров для создания памятника.
Во время обсуждений и лекций по монументальному творчеству часто освещается вопрос распределения масс у различных памятников. Иногда это вызывает даже раздражение у зрителя: ну какая разница, сколько у него опор? Конечно, все слышали хотя бы раз и про две ноги, хвост и змею. Так ли важны эти подробности для восприятия человека, интересующегося искусством, чтобы каждый раз на них останавливаться? Всё дело в том, что распределение масс — не инженерная задача в монументальном творчестве. Восприятие скульптуры, движения композиции во многом зависит именно от расположения видимых форм в пространстве. Покоящаяся глыба не создаёт никаких ощущений. В то же время, наклонный валун, нависший на краю склона, уже катится по нему.
Решение Фальконе даже после согласования проекта спровоцировало много сомнений и споров у его создателей — так ещё никто не делал. Работы над созданием памятника продолжались двенадцать лет. Об инженерных аспектах воплощения мысли художника известно немало подробностей, настолько необычной стала его конструкция. Но человек, самостоятельно учившийся не только азам художественных наук, но даже чтению и письму, был непреклонен в своём намерении создать небывалый образ великого правителя, изменившего многие стереотипы столетних истин целого континента. Всё в этом Всаднике вызывает трепетное уважение: напряжённые линии статного коня, стремительные складки одежд человека, порыв вздыбленного животного, остановленный властной рукой. Громада русского царя на коне, нависшая над Гром-камнем и берегом Невы, замершее их общее движение, скомпенсированное только мышечной энергией мощного коня и статного всадника, формирует не только аллегорические образы, но прочерчивает параллели истории великого города, столицы государства, вобравшего в себя всё лучшее и величественное из земель и стран цивилизации. Фальконе создал в Петербурге и ряд других замечательных скульптур, но «Медный Всадник», воспетый гением величайшего из поэтов, стал не только самым узнаваемым образом города, но и вершиной творчества его создателя.
Большое спасибо за прочтение статьи. Будем благодарны за подписку на канал и «палец вверх».