Вся жизнь мастера рококо, художника Франсуа Лемуана носит двойственный характер. Сын кучера, тонко чувствующий красоту окружающего мира, художник, в картинах которого переплетаются классическая строгость композиций с жеманной прихотливостью линий, блестящий мастер со стремительной карьерой и отшельник, доживший последние годы в полном одиночестве. Даже его имя у разных историков пишется по-разному – иногда Лемуан, иногда Ла Мойн. Мы будем называть маэстро Лемуаном, так как именно эта версия использована в каталогах Эрмитажа и Пушкинского музея.
Родной отец маленького Франсуа умер рано, и второй муж матери стал для мальчика наставником и учителем. Ребенок был исключительно талантлив – в Академию художеств он поступил в тринадцать, в двадцать четыре года ему была присуждена Римская премия, а в тридцать вошел в число академиков, создав полотно «Геркулес и Какус».
Какус – это имя злобного великана-людоеда, который не пользовался популярностью у современников, так что основные ассоциации с его именем, в общем, верные.
Лемуан рано стал работать в жанре монументальных полотен, отдавая предпочтение мифологическим сюжетам. Когда в моду вошло антропоморфное изображение Аллегорий, художник создал несколько картин этого направления.
Добавим, что в 1733 году Франсуа стал академиком, а еще через три года – первым королевским художником. Королем был Людовик XV, стремящийся превзойти великого Короля-Солнце, так что Лемуану было заказано немало полотен, прославляющих добродетели монарха.
Надо сказать, что маэстро был достойным сыном своего времени – несмотря на строгую приверженность правилам композиции, его работы выглядят текучими и пластичными.
На наполненных светом картинах резвятся изящные дамы с кавалерами, предаются любви герои мифов и легенд, купаются девы и играют очаровательные пухлые младенцы.
Для манеры Лемуана характерны четкие контуры, которые мастер всегда тщательно прорабатывал с помощью угля и сангины. Во многом благодаря этому, в его работах, несмотря классическую композицию, прослеживается связь с кокетливым и чувственным рококо. Примером виртуозного использования контуров может служить картина «Похищение Европы», в которой рокайльное переплетение тел смягчает агрессию сюжета, одновременно делая полотно более динамичным.
В 1728 году король сделал мастеру огромный заказ – роспись потолка Салона Эркюль (Эркюль – французская версия имени Геракла) в Версале.
Работа заняла много лет, к росписи потолка Лемуан приступил только через 5 лет после получения заказа – столько времени заняла подготовка. Огромное пространство потолка ожило, будучи покрытым множеством сюжетных изображений, что характерно, скорее для барокко, который в те годы было уже непопулярно. Однако каждая из 140 фигур росписи написана в стиле рококо, их контуры, цвета и оттенки красок росписи не оставляют в этом сомнений. Работа, законченная в 1736 году, принесла Лемуану заслуженную славу и первые симптомы шизофрении.
Последующие события - потеря жены. Которую художник искренне любил, и покровителя-мецената, герцога Д’ Антина, защищавшего маэстро от происков придворных интриганов, усугубили заболевание.
Спустя год после своего триумфа, Лемуан закончил картину «Время, охраняющее Правду от Лжи и Зависти» и, не дав краскам высохнуть, покончил с собой, заколов себя кинжалом. Беспокойная натура художника не могла больше удерживаться в рамках жизни, но чтобы расстаться с миром, который неохотно отпускает гениев, Франсуа Лемуану пришлось нанести себе 9 ударов.