Найти тему

Т002. И Штирлицы, и Робеспьеры. Четыре разные логики

Типы людей. Продолжение.

Т001 о психологической функции логики здесь.

Аристотелю было проще. Написал «Логику», забрал гонорар, и забыл.

А нам что делать?

У людей можно встретить 4 врожденных психотипа логики, и у некоторых из этих «логиков» с логикой Аристотеля как раз не все хорошо.

Дело в структуре психики. Логика может быть направлена на внешний мир или на внутренний мир человека, в зависимости от того, имеем ли мы дело с экстравертами или интровертами.

И это, разумеется, будут разные люди.

Отличник по математике, поддавшись влиянию родителей, решил поступить в технический ВУЗ, где его стараются научить создавать технику, и вскоре обнаружил, что техника ему не интересна. В чем причина ошибки?

Наш отличник, будучи интровертом, выбрал неверный путь инженера-конструктора, более подходящий тем людям, кого интересует внешний мир.

Не исключено, что математические способности интровертированного логика лучше раскрылись бы в индустрии компьютерных программ. Или в финансах. В лингвистике или в психологии. Но в семье берегли «будущего инженера» от ненужных влияний, или его друзья-экстраверты тянули его в сторону своей психической ориентации, но не естественного выбора своего друга, который попросту другой, не такой, как большинство в «тусовке». Подросткам сложно справляться с обеими референтными группами – родительской и с собственным поколением. В итоге может быть потеряно время, а оно, как известно, не возвращается.

На тип личности также оказывает серьезное влияние вторая функция. У логиков их мышление соединяется либо с сенсорикой, либо с интуицией. Это мешает им мыслить «логически».

В то же время есть риск пойти за второй функцией по ложному пути.

Например, математик, имея также склонность к живописи, может решить о себе, что он не математик, а художник (интуиция).

В том, что касается второй вашей функции, позволю себе дать совет, в справедливости которого уверен.

Ваша вторая способность нужна не для того, чтобы вы сами это делали (писали картины или выступали на олимпийских играх). Делайте сами то, с чем вы легко справляетесь всегда.

А то, что получается иногда, от случая к случаю, или чем еще хотелось бы заняться, но времени нет, поручите кому-то другому. И восхищайтесь успехами, как будто вы сделали этого человека.

Вторая функция нужна для поиска подчиненных, деловых помощников.

Но, когда вы решите отойти от дел и доверить ваше дело таким вашим помощникам… не делайте этого! Они все развалят. (Секрет фирмы)

-2

Логико-сенсорный экстраверт. (В соционике – «Штирлиц»)

Представителей этого типа легко узнать по высокой деловой активности. Обычно они хотят переделать всю работу, которая попадает в их поле зрения. Этим качеством, подчас пугающим окружающих, они обязаны второй функции. Сенсорика любит захватывать вещи, пространство, людей.

Чаще всего, это настоящие профессионалы в своей области. Весь смысл их жизни — в работе, в труде, в занятии выбранным делом. Представители этого типа отличаются исключительно высокой степенью личной ответственности. То, что ими обещано, выполняется всегда и при любых обстоятельствах.

Если ваш начальник-логик находится во власти своей второй сенсорики, то вы всегда будете выглядеть в его глазах как человек, отлынивающий от работы. Если работа выполняется слишком быстро, такие начальники начинают искать в ней недостатки, докапываться до мелочей, или видят причину в том, что поручений было слишком мало.

Они часто покупаются на показное рвение, инициативу с мест. Их подводит чувство меры. Это тип сталинского наркома, требующего перевыполнения Плана. Но в век информационной техники и роботов, заменяющих стахановский труд, мы с такими людьми не войдем.

Когда я читаю сообщения о закрытии старейших предприятий, которые производили одно и то же, как в доброе старое время, я вспоминаю именно этот психотип.

Что-то, а инновации и стратегии – не самая сильная сторона логико-сенсорных экстравертов.

Эта сторона их мышления проявляется в особенностях стиля. Представители этого типа умеют носить одежду исключительно аккуратно — так, что одна и та же вещь служит им многие годы и выглядит на удивление новой. Одеваются добротно и элегантно, без вычурностей и излишеств. Гнаться за модой не в их правилах.

Вкусы, как и привычки, меняют неохотно. К новым вкусовым ощущениям относится подозрительно. Каждый раз, отведывая незнакомое блюдо, они предварительно интересуется, что это такое и из чего приготовлено.

Здоровый консерватизм и увлечения, полезные для здоровья, постоянная умственная активность позволяют им сохранять хорошую форму вплоть до очень преклонных лет.

Логико-интуитивный экстраверт. (В соционике – «Джек Лондон»)

То же самое, что Штирлиц. Но…

Представьте себе, что Максим Максимович Исаев курит марихуану, временами читает рэп и комментирует папашу Мюллера в соцсетях.

Как тебе такое, Илон Маск?

Как и в случае со сталинскими наркомами, Илоны Маски нацелены на выполнение и перевыполнение планов, жесткую дисциплину, производственный терроризм, но не ради прошлого, а ради будущего.

От себя и от вас они будут требовать постоянных инноваций.

И инноваций этих инноваций.

Если вы работаете у такого начальника, будьте готовы к тому, что вам придется отвечать головой за производство и продажу товара, который еще никто не производил и не продавал. (А может, и не надо?)

Нацеленность на захват технического будущего подрывает баланс (бухгалтерский). Не удивительно, что «Тесла» в долгах как в шелках.

Все ушли на фронт, а работать некому.

В смысле стиля они, конечно, не консерваторы. Скорее это будут элегантные модники, умеющие выглядеть так, как надо выглядеть на фотосессии для журнала мод. Плохо лишь то, что таким фотосессиям тип логико-интуитивного экстраверта отводит слишком много времени в рабочем графике.

Архитекторы, дизайнеры интерьеров, поставщики диковинных практик личностного роста и тимбилдинга обычно стайками вьются вокруг подобных руководителей.

Теперь от логической практики перейдем к типам людей, увлеченных скорее теориями.

Любая психическая функция во внешнем мире воспринимает, прежде всего, себя. Так пылесосу при встрече с китом это существо представлялось бы неправильно устроенным пылесосом.

В большей степени к таким ошибкам склонны интроверты, а если они еще и логики, т. е. строители мира, они будут строить этот мир исходя не из объективных потребностей или недостатков этого мира, а следуя внутренней логике своей души. Напомню, что по-гречески психика это и есть душа.

Переустройство кита в пылесос, поскольку только пылесос логичен с точки зрения самого пылесоса. Именно этим и занимаются Робеспьеры.

Логико-интуитивный интроверт. (В соционике – «Робеспьер»)

Принимая решение, Робеспьер менее всего склонен зависеть от чужого мнения и признанных в обществе авторитетов. Принимая для себя какую-либо идею. Робеспьер становится ее последовательным сторонником и служит ей самым фанатичным образом: подчиняет этой идее все свои мысли и действия, подчиняет ей весь свой образ жизни.

Если в результате борьбы за идею он попадает в условия, при которых его идея совпадает с преобладающим мнением общества (например, Робеспьер-диссидент наконец-то попадает в «свободную страну»), в этом случае он испытывает некоторое разочарование необходимостью жить «как все».

Состояние борьбы для него уже становится слишком привычным, оно ему уже необходимо как норма жизни. В этом случае Робеспьер займется поиском новой прогрессивной идеи, способной «осчастливить» общество. И даже если новая идея не так грандиозна, как предыдущая, и не требует такого самоотречения, он с готовностью заполняет ею образовавшуюся пустоту.

Робеспьер всегда политически активен. Но это не означает сочувствия к проблемам общества. Как сказано выше, задачей Робеспьера является приведение общества к внутреннему устройству самого Робеспьера.

Робеспьер обычно непоколебим в своих суждениях. Постоянно находится в поиске новой информации, обращает внимание на достоверность источников. Если нужно узнать что-то важное, то предпочитает не расспрашивать знакомых, а обратиться к справочнику, книге, расписанию и т. п. Общение с книгой для него бывает предпочтительнее, чем общение с друзьями. Но с поклонниками своих теорий общается охотно.

Робеспьер не терпит насилия по отношению к себе. Например, может отказать ближайшему родственнику в единичной, пустяковой услуге только из предположения, что таковые услуги могут войти в систему отношений . Защита своих территориальных прав для Робеспьера также очень важный вопрос.

Робеспьер согласен выглядеть сколь угодно негостеприимным, невежливым и неучтивым, но он не позволит постороннему войти в свой дом «чемоданом вперед». Опасается непрошеных визитеров, поскольку они крадут его время, его место, посягают на его личную свободу.

Люди такого типа, в то же время, охотно соглашаются судить и наказывать других, если это согласуется с их системой ценностей. Выступая в подобной роли, Робеспьер видит себя очистителем общества, но не ищет материальных выгод.

Дзержинский, но, конечно, не Ежов или Вышинский.

Робеспьеры всю жизнь стремятся выглядеть «железными» несгибаемыми людьми, но им не свойственна действительная забота о своем физическом состоянии. У них редко доходят руки до того, чтобы «заняться собой», своим внешним видом, бытом. Они по-настоящему живут только в мире идей.

Их общественный вклад всецело определяется качеством их идей.

В большинстве случаев обыватели их ненавидят, а в редких случаях им ставят памятники.

Этими редкими случаями и определяется прогресс человечества.

Логико-сенсорный интроверт. (В соционике – «Максим Горький»)

Пожалуй, таких людей чаще всего и называют логиками.

Они живут своими идеями, но, в отличие от Робеспьеров, не спешат осчастливить ими всё остальное человечество. Не спешат, поскольку они все время пишут книгу, причем это не какая-то книга, а Главная Книга, где все будет обо всем, все выверено и точно.

Ради книги они отказываются от себя, ходят, как все, на работу, если, конечно, бог не осчастливил их каким-то нетрудовым доходом.

В более прозаических случаях это тихони-бухгалтеры, но если их разум поднимается до космических высот, тогда Главная Книга, в конце концов написанная, порой меняет развитие цивилизации не меньше, чем политический напор Робеспьеров.

То обстоятельство, что «никогда не было и не будет такой интеллектуальной формулы, которая могла бы вместить в себе и надлежащим образом выразить полноту жизни и ее возможностей» (К. Г. Юнг) не означает, что логика – попросту сизифов труд.

Оглянитесь вокруг: мы живем не в природе, а в построенном мире. А первый шаг в строительстве всегда делает психическая функция логики.

Подписывайтесь на «Экспедиции в неведомое известное», чтобы узнать, как наилучшим образом использовать силу мышления.

В статье процитирована картина великого Васи Ложкина «Привет от Кибальчиша».

Об авторе: Евгений Владимирович Милютин, российский дипломат (в прошлом), историк, востоковед, писатель, автор книги «Психоистория. Экспедиции в неведомое известное». Вы можете комментировать эту и другие мои статьи в группе любителей психоистории «Зеленая Лампа» в Фейсбук. Для этого нужно присоединиться к группе.