Мистики на экранах всегда было множество, выбирай на любой вкус. Однако сейчас я хочу остановиться на сравнительно мало известном и, на мой взгляд, немного недооцененном фильме 1988 года с поэтическим названием «Господин оформитель».
*Все нижеизложенное — сугубо личное мнение автора, и может не совпадать … ни с чем!
Начну с того, что это кино было снято вначале как дипломная работа молодого режиссера Олега Тепцова, и только со временем переснято в качестве полнометражной кинокартины. Дебютная работа в кино Виктора Авилова, и первая, и практически единственная работа молодой актрисы Анны Демьяненко. Также в одной из главных ролей снялся блистательный Михаил Козаков.
В многочисленных описаниях картины можно прочесть, что сценарий написан по мотивам рассказа Грина «Серый автомобиль». Однако поклонников писателя тут ждет разочарование — в сюжетах очень мало общего. Сценарий превратился в совершенно отдельную, весьма загадочную историю, которая произошла в начале двадцатого столетия в Петербурге.
По сути, сама история стара как мир — преуспевающий художник, пресытившись собственными успехами, рискует бросить вызов самому творцу, и пытается создать некое совершенное существо. Если человек смертен и хрупок, то восковая кукла — вечна. Она может быть такой же прекрасной, как и человек, вдобавок ей не страшны болезни и смерть. Художник создает идеальную восковую куклу, после чего полностью теряет контроль над своей жизнью.
Молодой актер Виктор Авилов на тот момент был еще неизвестен широкой публике; граф Монте-Кристо в его исполнении будет позднее. Где-то он, возможно, неопытен, возможно не совсем уверен. Однако, глядя на него, сразу понимаешь — художник Платон Андреич должен выглядеть именно так. И никак иначе.
Молодая актриса Анна Демьяненко также на момент съемок была неопытна и неизвестна, да и в дальнейшем карьера ее как актрисы не сложилась. Однако ее фантастическая, совершенно нездешняя и «потусторонняя» внешность как нельзя лучше вписалась в канву фильма.
В этом фильме есть все — виды старого Петербурга, и трущобы, и великолепные здания и парки. Съемки многих сцен проходили в интерьерах знаменитого особняка Фолленвейдера на Каменном острове. Каждый кадр лично для меня — эстетическое наслаждение. Если добавить к этому великолепную музыку Сергея Курехина, то получается отличное, оставляющее сильное впечатление кино.
В финале фильма звучит знаменитое каприччио «Донна Анна» - одно из самых известных произведений Курехина. Смерть художника от загадочных темных сил под тревожную, трагическую и вместе с тем торжествующую музыку. И тут как раз и появляется серый автомобиль — объект страхов и причина неврастении героя рассказа Грина. Непонятное, загадочное зло.
Вся картина — наслаждение для эстета. В финале звучат стихи Блока, которые читает Эдуард Багрицкий. То и дело мелькают картины знаменитых художников. Модерн, символизм, мистика и в итоге — трагедия. Прощание со старым, таким красивым и полным эстетских наслаждений миром. Не зря действие фильма приходится на 1908-1914 год. А дальше — все. Дальше ничего нет.
В общем, всем, кто любит модерн — смотреть обязательно. Это красиво, это странно, это загадочно и очень впечатляюще. И очень, очень свежо и ново для 1988 года.