Найти в Дзене
Мистер Историк

Тайна золотого кувшина

О драгоценном сосуде древнего народа

Подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки!

Фракийцы вели оседлый образ жиз­ни, обрабатывали землю, разво­дили скот и ремесленничали. Это был мужественный, трудолюбивый народ, имевший свои города. Наука пока не знает ответа на вопрос, откуда и когда именно они пришли на Балканы. Вот как историк Геродот описывает снаряжение фракийцев, воюющих с персами: «...у фракийцев в походе на головах были ли­сьи шапки. На теле они носили хитоны, а поверх - пестрые бурнусы. На ногах и коленях у них были обмотки из оленьей шкуры. Вооружены они были дротиками, пращами и маленькими кинжалами». В знаменитой «Илиаде» Гомера о фракий­цах говорится как о воинах, коневодах и земледельцах. «Великий слепец» рас­сказывает в своем замечательном по­вествовании о высокой художественной культуре древних фракийцев: историки Фукидид, Ксенофонт и другие также пи­сали о фракийских племенах - мезах, трибалах, гетах, одрисах и других.

Пик расцвета своей культуры Фра­кия достигла в VIII-VII веках до н. э. Этому способствовали интенсивные торговые связи и контакты с греческими колони­стами при дворах фракийских правите­лей. Здесь возникали настоящие центры художественных ремесел. Одним из са­мых знаменитых фракийцев, по одной из версий, был Спартак - знаменитый гла­диатор, предводитель рабов, поднявший восстание против Рима. Правда, это было по историческим меркам совсем «недав­но» - в 73-71 годах до н. э. фракийцы обладали высоким художе­ственным вкусом. Об этом можно судить по немногочисленным произведениям искусства, дошедшим до нас. И находки, сделанные во Враце, еще раз подтверди­ли это мнение. Археологи предполагали, что в этом городе под земляной насыпью существует древнее захоронение, однако приступить к раскопкам смогли только в середине XX века. Под древней насыпью нашли три погребения.

-2

В первом из них еще 4 в древности побывали грабители, зато два других сохранились. В одной из гробниц среди россыпи ценных изделий был найден золотой кувшин. Этот изысканный сосуд принадлежит к числу шедевров фракийской торев­тики (искусство производства рельефных художественных ' изделий из металла, в противо­положность ваянию из камня, глины, воска и дерева). В нем в потрясающей форме воплощено религиозно-мифологическое чув­ство целого народа. По-видимому, создатель кувшина был незаурядным мастером, потому что и форма, и отдел­ка сосуда вызывают восхищение. Фриз из пальметок {растительный орнамент) разделяет кувшин на две части. Его руч­ки заплетены прямым узлом, который в древности назывался геракловым. Верх­няя часть и днище украшены насечкой в виде овальных дуг. Особый интерес вы­зывает боковая поверхность, по которой летят навстречу друг другу две крылатые колесницы-квадриги. Они симметрично расположены по обе стороны пальмет­ты, их изображения повторены с зер­кальным совпадением. Лица возничих обращены в профиль, они изображены фотографически точно.

-3

Некоторые историки считают, что воз­ничий, умело управляющий крылатой колесницей, - это бог Аполлон, который спешит на небесный пир. Другие полага­ют, что это некий фракийский царь. Любопытен образ двух колесниц, ко­торые с двух сторон спешат навстречу друг другу. Возможно, это символ двой­ственной природы божества. Фракийцы таким образом отразили существующее противоречие между днем и ночью, ле­том и зимой, светом и тьмой. Природа не знает покоя, она наполнена двумя отвергающими друг друга материями - живой и мертвой,- из борьбы которых и проис­текает жизнь.

Хотя не исключено, что колесница яв­ляется атрибутом царской власти. Она часто появляется в мифах и легендах, рассказывающих об испытаниях, пред­шествующих облечению высшими поче­стями. Так, в мифе о Пелопсе, основателе микенской династии Пелопидов, главный герой, оседлав колесницу, вступил в борь­бу с Эномаем, царем города Писы. Выи­грав состязание, Пелопс тоже стал царем. Состязания на колесницах были по­пулярны и у фракийцев, которые очень много позаимствовали у древних греков. После смерти знатных людей их обычно клали в могилу вместе с колесницами, лошадьми и множеством украшений, со­путствовавших тем в земной жизни. В настоящее время золотой кувшин вместе с другими 165 сосудами, фиалами и кувшинами экспонируется в историче­ском музее города Враца.