В тайной войне все средства хороши! Так, во всяком случае, рассуждали многие исторические персонажи, и император Наполеон I не был в этом отношении исключением. Хорошим средством из арсенала тайного оружия против России Наполеон посчитал... печатный станок.
Перед началом похода в Россию он приказал напечатать множество фальшивых русских ассигнаций (бумажных денег). Операция происходила тайно, и даже большинство высших сановников французской империи о ней до поры до времени ничего не знали. Для этой цели была создана специальная типография в пригороде Парижа Сен-Жермен.
Этой не слишком чистоплотной «операцией» Наполеон планировал, как говорится, убить двух зайцев: обеспечить своих солдат русскими деньгами для расплаты с жителями захваченных территорий и подорвать экономику России. Ведь всем известно, что когда в стране обращается много фальшивых денег, то государственной казне приходится туго. Вот Наполеон и пошёл на этот коварный шаг, но допустил при этом несколько технических ошибок.
Во-первых, фальшивые ассигнации были напечатаны на такой хорошей бумаге, что сохраняли «свежесть» даже тогда, когда настоящие российские банкноты изнашивались. Во- вторых, подписи ответственных лиц на фальшивых банкнотах были выполнены типографским способом, а русские ассигнации подписывались от руки, каждая отдельно, специальными чернилами. И в-третьих, французы при изготовлении денег допустили, что уж совсем неприлично, орфографические ошибки!
Это русские аристократы знали в то время французский язык как родной, в совершенстве, а вот парижане, очевидно, с русской грамматикой были не в ладах. Так, вместо слова «государственный» было напечатано «госуларственный» - подвела внешняя схожесть двух букв!
Таким образом, расчёт Наполеона оказался... просчётом! Хотя навредить он всё-таки успел: даже в казне русской армии, возвращавшейся в 1814 году из Заграничного похода, при проверке обнаружилось фальшивых банкнот на 300 тысяч рублей, что в те времена было очень большой суммой. И сегодня некоторые из императорских фальшивок украшают собой музейные витрины и частные коллекции.