Найти в Дзене
Артхив

#10yearchallenge в искусстве. Часть 2

Оглавление

Продолжение. Начало здесь.

В соцсетях продолжается «десятилетний челлендж»: суть в том,чтобы поставить рядом фотографии, сделанные с разницей в 10 лет,и добиться вау-эффекта. Ну, или комического — как выйдет. Сравнивают всё, что под руку подвернётся: собственную внешность, курс доллара, цены на яйца. #10yearchallenge — довольно заразительная штука. «Артхив» представил, что было бы, если бы в нём решили поучаствовать 10 знаменитых художников.

Пьер Огюст Ренуар и его сын Жан: 1900 vs. 1910

1. Пьер Огюст Ренуар. Жан Ренуар за шитьём. 1900
2. Пьер Огюст Ренуар. Жан в охотничьем костюме. 1910
1. Пьер Огюст Ренуар. Жан Ренуар за шитьём. 1900 2. Пьер Огюст Ренуар. Жан в охотничьем костюме. 1910

1900 — Всю жизнь с особенным удовольствием Ренуар пишет своих друзей и семью. Сложнее всего уговорить спокойно посидеть перед мольбертом сыновей — их у художника трое. На этой картине — сын Жан. Мальчик шьёт тёплое платье для своего любимого игрушечного верблюда — и так увлечён этим занятием, что отец успевает набросать портрет. А почему мальчик похож на девочку, рассказывает в воспоминаниях сам Жан Ренуар: «Отец настаивал на том, чтобы мне не стригли волосы, полагая, что длинная шевелюра предохраняет голову от ударов при падении; к тому же, ему доставляло большое удовольствие их писать. Вот почему и в семилетнем возрасте я разгуливал с золотисто-рыжими локонами».

1910 — К 16-ти годам Жан Ренуар распрощался с локонами, но его голова по-прежнему надёжно защищена от ударов: теперь кепкой. И ведь было что защищать: Жан станет знаменитым кинорежиссёром.

Пит Мондриан: 1902 vs. 1912

1. Пит Мондриан. Два дерева у реки. 1902
2. Пит Мондриан. Композиция: деревья. 1912
1. Пит Мондриан. Два дерева у реки. 1902 2. Пит Мондриан. Композиция: деревья. 1912

1902 — Питу Мондриану уже 30 лет, а деревья на его картинах всё ещё похожи на деревья. Как и у всякого художника рубежа веков, его путь к собственным открытиям и изобретению уникального стиля лежит через импрессионизм.

1912 — Мондриан знакомится с теософским учением Елены Блаватской и крепко задумывается о поиске Абсолюта, первоосновы мира: простое наблюдение за природой и воспроизведение на холсте туманов и закатов не слишком подходит для этих целей — художнику нужно перенастроить оптику. Он переезжает из Нидерландов в Париж, в ознаменование новой жизни убирает одну букву из своей фамилии (вообще-то он был Мондриаан), знакомится с опытами заполонивших французскую столицу авангардистов. До возникновения фирменного стиля Мондриана с желтыми, красными и синими прямоугольниками ещё почти 10 лет, но уже сейчас ясно, что этот художник намерен «поверить алгеброй гармонию».

Василий Кандинский: 1903 vs. 1913

1. Василий Кандинский. Парк осенью. 1903
2. Василий Кандинский. Первая абстрактная акварель . 1913
1. Василий Кандинский. Парк осенью. 1903 2. Василий Кандинский. Первая абстрактная акварель . 1913

1903 — Кандинский уже увидел «Стога» Клода Моне и осознал, что сюжетом картины могут быть форма и цвет, а не конкретные предметы. Эта мысль увлекла его настолько, что он завязал с юриспруденцией (а ему предлагали место профессора), окончательно решил стать художником — и уехал в Мюнхен постигать новое ремесло. Выходя осенью на пленэр, Кандинский ещё всматривается по привычке в очертания деревьев и траектории парковых дорожек, но уже очевидно, что с пути к абстракционизму ему не свернуть.

1913 — Этим годом датированы первые абстрактные произведения Кандинского. Отныне любую из его картин можно подписать словами Маяковского: «Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана». Кстати, эти строки написаны тоже в 1913-м.

Борис Кустодиев: 1910 vs. 1920

1. Борис Кустодиев. Гулянье. 1910
2. Борис Кустодиев. Большевик. 1920
1. Борис Кустодиев. Гулянье. 1910 2. Борис Кустодиев. Большевик. 1920

1910 — Кустодиев плодовит, энергичен, востребован. Он только что избран членом Академии художеств, его зовут преподавать в Московское училище живописи, с распростертыми объятьями встречают в возродившемся «Мире искусства». Пишет Кустодиев благостно и аполитично, как никогда. В его картинах — «русская ярмарка, пестрядина, «глазастые» ситцы, варварская «драка красок», все то, что по меткому определению Александра Бенуа, представляет «его сферу и его радость».

1920 — для Кустодиева время сомнений, разочарований и потерь. Восторженно встретив революцию 1917 года, он вскоре разуверился в большевиках, но остался на родине и был вынужден «сотрудничать». Кустодиев живет впроголодь, причем не хватает художнику не только хлеба и дров. «Стосковался по людям, по театру, по музыке — всего этого я лишен» — жалуется он в письме театральному режиссеру Василию Лужскому. Из-за опухоли спинного мозга Кустодиев вот уже восемь лет как прикован к инвалидному креслу.

Неудивительно, что типичный «кустодиевский лубок» наливается подлинной драмой. Это тоже своего рода «гулянье». Только теперь вместо «расфуфыренных девок и лихих парней» по улицам бродит угрюмый революционный голем. Кустодиев — человек прямой и искренний — едва ли отдает себе отчет в том, какой эффект производит эта бесхитростная агитка. Скорее всего, он сам не понимает, почему его «Большевик» композиционно цитирует небезызвестный рисунок из журнала «Жупел».

Пабло Пикассо: 1932 vs. 1942

1. Пабло Пикассо. Женщина с цветком. 1932
2. Пабло Пикассо. Женщина в шляпе, сидящая в кресле. 1942
1. Пабло Пикассо. Женщина с цветком. 1932 2. Пабло Пикассо. Женщина в шляпе, сидящая в кресле. 1942

1932 — У 51-летнего Пабло Пикассо продолжается роман с Марией-Терезой Вальтер: сейчас ей 23 года, но когда у них всё началось, она была ещё несовершеннолетней, а он был (и остаётся) женат на Ольге Хохловой. Женщина с цветком — не безымянный воображаемый монстр. Это портрет Марии-Терезы.

1942 — У Пикассо новая любовница. Присмотритесь к картинам — разница не только в стиле: на первой — блондинка, на второй — брюнетка. Пикассо заботился о портретном сходстве! Когда от него ушла Мария-Тереза, из его живописи ушли плавные линии: они были вдохновлены её молодым упругим телом. Теперь женщины на его портретах нервно сжимают руки с длинными острыми ногтями, платочки в руках теребят, плачут, они выглядят угловатыми, колючими. Все эти женщины написаны с Доры Маар и отражают не только её внешность и характер, но и время: Дора будет рядом с Пикассо всю войну, они расстанутся в 1945-м. Как женщины сменили другу друга? Очень просто: столкнулись в мастерской у Пикассо — и подрались. Художник не без удовольствия вспоминал этот момент и даже посвятил ему картину — с дерущимися голубями, белым и чёрным.

Автор: Андрей Зимоглядов, Наталья Кандаурова