16 июля 1940 года Генштабом Вермахта был разработан и утвержден план десантной операции, целью которой был захват Британских островов. Планировалось, что немецкие войска в составе 25 (в скорректированном варианте – 40) дивизий форсируют Ла-Манш, высадятся между Портсмутом и Дувром и поведут наступление на Лондон с поддержкой авиации и артиллерии. Командующим операции, получившей кодовое название «Морской лев» (был назначен фельдмаршал Рундштедт.
Битва за Британию
После войны Альфред Йодль, возглавлявший оперативный штаб, сравнивал планировавшуюся операцию с вторжением Юлия Цезаря в Британию, признавая ее абсолютную авантюрность. Сама идея вторжения на острова Туманного Альбиона возникла на волне эйфории после поражения Франции 22 июня 1940 года. Осуществить задуманное планировалось в том числе и с привлечением французского флота, который по условиям капитуляции отходил Германии. Здесь и случилась первая закавыка.
На поражение Франции и выход союзника из войны Британия отреагировала быстро и подобающим образом: захватив все французские суда, стоявшие в ее портах. Так Королевский флот стал больше на 2 линкора, 4 крейсера, 8 эсминцев и 12 подводных лодок. В ходе операции по нейтрализации французского флота (англичане назвали ее «Катапульта») было также совершено нападение на корабли союзников, базировавшиеся близ алжирского порта Оран. Британским ВМФ удалось уничтожить часть флота оккупированной Франции, а часть – серьезно повредить.
Потеря флота не остановила Гитлера, хотя после войны многие представители командования Третьего Рейха признавали, что операция, скорее, проводилась с целью припугнуть Черчилля. Без достижения господства в воздухе высадка десанта была обречена на провал. К тому же доставка подкрепления, вооружения и боеприпасов также планировалась авиацией, так как в море господствовал британский флот. Началась так называемая Битва за Британию.
13 августа 1940 года – в День Орла – было положено начало массовым авианалетам на Великобританию. Планировалось уничтожить ВВС противника, разрушить инфраструктуру и промышленность страны, бомбардировками городов деморализовать население. Но уже в первую неделю боев стало ясно, что сделать это не так просто.
18 августа 1940 года вошел в историю как «Самый трудный день». День упорных боев, в ходе которого ВВС Германии потеряли большое количество бомбардировщиков и отказались от использования пикировщиков в дальнейшем, продемонстрировал неготовность Люфтваффе завоевать господство в воздухе. Столь же массовые потери повторились 15 сентября 1940 года – во время крупного налета на Лондон. После этого командованием Третьего рейха было принято решение о сворачивании авиационной операции. К концу октября бомбардировки сошли на нет и впоследствии носили эпизодический характер.
Окончательный провал операции
По итогам проигранной Битвы за Британию высадка десанта была перенесена на весну будущего года, а Гитлер озаботился разработкой плана нападения на СССР. Операция «Барбаросса» по прогнозам командования Третьего Рейха должна была стать ключом к решению в том числе и «английской проблемы».
В своем выступлении перед Генштабом Гитлер отмечал: «Если Россия будет разгромлена, Англия потеряет последнюю надежду. Тогда господствовать в Европе и на Балканах будет Германия. Вывод: В соответствии с этим рассуждением Россия должна быть ликвидирована. Срок — весна 1941 года.»
Считая Британию обреченной на поражение в случае победы над СССР Гитлер в январе 1941 года отменяет операцию «Морской лев». А в феврале 1942 года по настоянию тогдашнего командующего Кригсмарине адмирала Редера все подготовительные операции в этом направлении были полностью прекращены. С началом войны с Советским Союзом (и ранее – в процессе ее подготовки) самолеты потребовались на Восточном фронте.
Когда стало ясно, что план блицкрига не удался, Гитлер и вовсе забыл думать о Британии, что во многом помогло ее промышленности уцелеть и стать источником техники, поставляемой в СССР по ленд-лизу.
P.S. Вопрос, конечно, спорный, но моя точка зрения состоит в том, что если бы РККА воевала также "храбро", как армия Франции или британцы при Дюнкерке (которые просто стояли и ждали, когда их спасут), то Гитлер (он был хоть и фантазер, но упертый) обязательно вернулся бы к плану высадки на Альбион. Ведь победив СССР, он:
1. Ликвидировал один фронт и решал "Восточную проблему", поделив СССР с Японией;
2. Получал в свое распоряжение природные ресурсы и промышленность СССР, а вместе с промышленностью и средства для борьбы с британской авиацией, флотом и десантирования;
3. Имел возможность обеспечить Роммеля подкреплениями, которые тот давно просил для Африканского ТВД. А Эрвин там очень успешно "накручивал хвост" хваленым британцам.
Таким образом, шансов у Британии выстоять без Восточного фронта, который сковывал основные силы Вермахта, просто не было.