В отличной кинокомедии «Самая обаятельная и привлекательная» (1985) есть один персонаж — тоже обаятельный и привлекательный. Это — сотрудник Володя Смирнов, которого Надя Клюева, а точнее — Сусанночка выбирает для своего психологического эксперимента. Почему именно его?
Он — хороший вариант для флирта и любовных приключений. Надо влюбить в себя именно Володю, за которым, по словам Клюевой, «все калькировщицы бегают» (то есть молодые девочки, снимающие на кальку те великие проекты, что наваял НИИ).
На что бывалая Сусанна отвечает: «Ну и пусть бегают, женится-то он на тебе!» В фильме недвусмысленно показано, что такие кадры, как Гена Сысоев — тот неказистый технарь, с которым Надя играет в настольный теннис, это не эталон.
Это — выбор Золушки, не желающей становиться Принцессой. Что, собственно, мы и увидели в финале. Но дело не в Клюевой. Дело в антитезе Володя VS Гена. Нам выдали, что общественный идеал весьма далёк от образов скромных, честных, милых и добрых.
То есть — мальчиков формата 1960-х — начала 1970-х, успевших перегореть и даже слегка пожухнуть в атмосфере непонятной для них эпохи. Всем в зале было ясно: Смирнов — красавчик, Сысоев — простак. Нормальной женщине должен нравиться именно первый.
Он модный, стильный, слегка — то есть в меру — циничный. У него есть девушка - явно моложе по возрасту - её мы видим в эпизоде с билетами на концерт. Да! Он постоянно слушает плеер (на тот момент не такая уж распространённая, а потому ценная игрушка).
Даже на рабочем месте — какие-то вырезки из журналов с фотографиями музыкантов. И это, явно, не Кобзон с «Песнярами» и не Толкунова с Лещенко и даже не с Аллой нашей Пугачёвой. Володя со всеми разговаривает свысока, будто бы делает одолжение.
Про таких говорили: «У него всё схвачено». Хотя, в этом замечательном киносюжете даже фарцовщик показан вовсе не как враг народа или ещё какое-нибудь антисоветское пугало, а в качестве забавного, симпатичного господинчика.
Помните реплику Нади? «Это мой знакомый приезжал! Уговаривает выйти за него замуж». На что Володя откликается с присущей ему ленивой грацией бонивавана: «Выходи, Клюева! Что тут думать? Последняя модель "Жигулей" Хи-Фи».
В смысле Hi-Fi - High Fidelity — высокая точность, чёткость. Для него ценность человека — это «хи-фи». Володя тут показан вовсе не «мещанином» и отщепенцем, а — нормальным членом сформировавшегося в СССР общества. Более того — желательным для невест.
Что в переводе на язык инстинктов: лучший в своей популяции. Точно такой же призовой мужчина — супруг Сусанны, у которого последняя модель «Жигулей». А Гена — худший. Он — лузер и аутсайдер. Его так и демонстрируют — как чудака на празднике жизни.
Правда, мораль требовала, чтобы по результатам Надя выбрала незаметного Гену, однако, считывалось несколько иначе: такие, как Володя — это гут. Это — хи-фи и прочий шик-модерн. О, нет — это «фирма» с характерным ударением на последний слог.
Зина Корзина (с)