Найти в Дзене
BIOZKA Concept Store

Розацеа. Происхождение названия, формы и причины заболевания.

Розацеа – это не косметическая проблема, а дерматологическая. Её симптомы известны уже несколько сот лет, но до сих пор не ясны её причины. Описаны подробно её проявления, различные внешние и внутренние факторы, усугубляющие их, собрано много современных научных данных по изучению биологических механизмов заболевания на клеточном и молекулярном уровне, но связать всё это в единую патофизиологическую картину пока не удается. Даже окончательное название этому системному заболеванию кожи «розацеа» придумано относительно недавно. 
РОЗА. Сначала покраснение лица в области Т- зоны связывали исключительно с пьянством, красный нос был свидетельством чрезмерного употребления алкоголя, предметом насмешек и порицаний. Первое серьезное медицинское описание заболевания относится к XIV веку и принадлежит французскому хирургу M. Guy de Chauliac. Ему же принадлежит авторство первого названия патологической красноты лица и связанных с ней проблем - «goutterose», что в переводе означает «розовая капля». В веке XIX хроническое заболевание кожи лица переименовали в ещё более романтическое «coupеrose»(русская транскрипция: купероз), что означает «срезанная роза». Название «купероз» впоследствии стали применять в косметологии при описании стойкого местного расширения капилляров, которые могут формировать сосудистую сеточку, просвечивающуюся сквозь эпидермис, часто образующую «звездочки» и общую красноту кожи лица. В дерматологии научно и менее элегантно купероз называют телеангиэктазией – это русская транскрипция латинского названия заболевания telangiectasia, что буквально и означает локальное чрезмерное расширение мелких капилляров. Причин может быть множество, в частности – розацеа.
Розацеа – это не косметическая проблема, а дерматологическая. Её симптомы известны уже несколько сот лет, но до сих пор не ясны её причины. Описаны подробно её проявления, различные внешние и внутренние факторы, усугубляющие их, собрано много современных научных данных по изучению биологических механизмов заболевания на клеточном и молекулярном уровне, но связать всё это в единую патофизиологическую картину пока не удается. Даже окончательное название этому системному заболеванию кожи «розацеа» придумано относительно недавно. РОЗА. Сначала покраснение лица в области Т- зоны связывали исключительно с пьянством, красный нос был свидетельством чрезмерного употребления алкоголя, предметом насмешек и порицаний. Первое серьезное медицинское описание заболевания относится к XIV веку и принадлежит французскому хирургу M. Guy de Chauliac. Ему же принадлежит авторство первого названия патологической красноты лица и связанных с ней проблем - «goutterose», что в переводе означает «розовая капля». В веке XIX хроническое заболевание кожи лица переименовали в ещё более романтическое «coupеrose»(русская транскрипция: купероз), что означает «срезанная роза». Название «купероз» впоследствии стали применять в косметологии при описании стойкого местного расширения капилляров, которые могут формировать сосудистую сеточку, просвечивающуюся сквозь эпидермис, часто образующую «звездочки» и общую красноту кожи лица. В дерматологии научно и менее элегантно купероз называют телеангиэктазией – это русская транскрипция латинского названия заболевания telangiectasia, что буквально и означает локальное чрезмерное расширение мелких капилляров. Причин может быть множество, в частности – розацеа.
Rosacea, в русской транскрипции «розацеа», в переводе с латыни означает просто «роза». Красивое и образное наименование окончательно закрепилась за хроническим рецидивирующим заболеванием кожи лица со сложной и до конца не изученной этиологией лишь в ХХ веке. Ещё используют следующие названия заболевания: акне розацеа и розовые угри, - но эти названия характеризуют определенную форму заболевания, а она проявляется далеко не у всех. 
ФОРМЫ РОЗАЦЕА. Рассмотрим две наиболее встречаемые формы. Вообще-то клинических форм этого заболевания значительно больше, например, офтальморозацеа или стеройдная розацеа, но основных – 3. Третья, наиболее тяжелая, связана с ринофимой - серьезным фиброзным перерождением кожи носа, приводящим к его безобразному бесформенному увеличению, встречается редко, в 95% случаев у мужчин, к тому же среди тех, кто мало заботился о своем внешнем виде и, ничего не предпринимая при серьезных проявлениях розацеа, довел себя до последней стадии заболевания

1. Васкулярная форма розацеа. Эта форма встречается наиболее часто.

А. Вазомоторные приливы или прерозацеа. Сначала возникают временные спонтанные покраснения кожи с ощущением жары в центре лица: Т-зона + щеки, - могут быть захвачены также шея, область декольте, кожа волосистой части головы. Связаны они с расширением капилляров, причем всех видов: артериальных, венозных и лимфатических. Чаще всего так называемые вазомоторные приливы возникают под воздействием жаркой или холодной погоды, резкой смены температуры, горячей и острой пищи, алкоголя, резкой смены температуры, УФ – лучей, а также в результате эмоциональных переживаний, чувства стыда или гнева. После завершения «кризиса» резкого покраснения кожи расширенные сосуды сужаются и кожа становится нормального цвета.

В. Купероз. В результате многократных повторов вышеописанных вазомоторных приливов или кризисов и при врожденной или благоприобретенной хрупкости капиллярных стенок расширенные сосуды могут не вернуться в исходное нормальное состояние. На коже появляется видимая капиллярная сеть в тех самых участках кожи, где наиболее часто возникают временные покраснения. Это как раз и есть купероз или телеангиэктазия – паталогическая капиллярная сеть ярко-красного и фиолетового цвета постоянно присутствующая на коже лица, придающая ей неестественный красновато-розовый и синюшный оттенок. Приливы и ощущения жары могут повторяться регулярно, отягощая патогенез. Провоцируют их все те же внешние и внутренние факторы.
Rosacea, в русской транскрипции «розацеа», в переводе с латыни означает просто «роза». Красивое и образное наименование окончательно закрепилась за хроническим рецидивирующим заболеванием кожи лица со сложной и до конца не изученной этиологией лишь в ХХ веке. Ещё используют следующие названия заболевания: акне розацеа и розовые угри, - но эти названия характеризуют определенную форму заболевания, а она проявляется далеко не у всех. ФОРМЫ РОЗАЦЕА. Рассмотрим две наиболее встречаемые формы. Вообще-то клинических форм этого заболевания значительно больше, например, офтальморозацеа или стеройдная розацеа, но основных – 3. Третья, наиболее тяжелая, связана с ринофимой - серьезным фиброзным перерождением кожи носа, приводящим к его безобразному бесформенному увеличению, встречается редко, в 95% случаев у мужчин, к тому же среди тех, кто мало заботился о своем внешнем виде и, ничего не предпринимая при серьезных проявлениях розацеа, довел себя до последней стадии заболевания 1. Васкулярная форма розацеа. Эта форма встречается наиболее часто. А. Вазомоторные приливы или прерозацеа. Сначала возникают временные спонтанные покраснения кожи с ощущением жары в центре лица: Т-зона + щеки, - могут быть захвачены также шея, область декольте, кожа волосистой части головы. Связаны они с расширением капилляров, причем всех видов: артериальных, венозных и лимфатических. Чаще всего так называемые вазомоторные приливы возникают под воздействием жаркой или холодной погоды, резкой смены температуры, горячей и острой пищи, алкоголя, резкой смены температуры, УФ – лучей, а также в результате эмоциональных переживаний, чувства стыда или гнева. После завершения «кризиса» резкого покраснения кожи расширенные сосуды сужаются и кожа становится нормального цвета. В. Купероз. В результате многократных повторов вышеописанных вазомоторных приливов или кризисов и при врожденной или благоприобретенной хрупкости капиллярных стенок расширенные сосуды могут не вернуться в исходное нормальное состояние. На коже появляется видимая капиллярная сеть в тех самых участках кожи, где наиболее часто возникают временные покраснения. Это как раз и есть купероз или телеангиэктазия – паталогическая капиллярная сеть ярко-красного и фиолетового цвета постоянно присутствующая на коже лица, придающая ей неестественный красновато-розовый и синюшный оттенок. Приливы и ощущения жары могут повторяться регулярно, отягощая патогенез. Провоцируют их все те же внешние и внутренние факторы.
Если расширенные сосуды единичны, то это остается исключительно косметической проблемой: система кровоснабжения кожи и лимфооттока не нарушается, как и строение кожи и её состояние. Если же формируются целые «сосудистые поля» на поверхности кожи и затронуты более крупные сосуды, возникают регулярно местные отеки, то можно уже говорить о заболевании кожи. 
Итак, из-за патологических изменений сосудистой системы нарушается местная микроциркуляция, повышается содержание тканевого экссудата, возникают отеки и, как результат, тканевая стагнация в дерме. Ухудшается снабжение кожи кислородом и питательными веществами, нейрогуморальная регуляция, не происходит оттока токсинов. Клетки кожи не могут нормально существовать в этих условиях, выполнять предназначенные им функции, в том числе и структурообразующие. В результате происходят патологические изменения структуры дермы, она теряет свою эластичность, и эпидермиса, в котором нарушаются контакты между клетками (корнеоцитами и кератиноцитами), должным образом не формируются структуры эпидермального барьера – кожа перестает выполнять часть своих защитных функций и эффективно удерживать влагу. Повышается трансэпидермальная потеря воды, что приводит к обезвоженности кожи, ощущению сухости и стянутости. Катастрофически понижается порог чувствительности кожи - она становится гиперчувствительной к средствам гигиены, косметики, к механическому прикосновению и ко всем вышеописанным факторам, провоцирующим приливы. Ситуация все время усугубляется, если не предпринимать никаких адекватных усилий.

2. Папуло-пустулезная форма розацеа (акне розацеа или розовые угри). Этот воспалительный вариант заболевания может возникнуть, а может и не возникнуть.

На фоне постоянной эритемы воспалительные элементы появляются в виде папул (безгнойничковый вариант) и пустул (гнойничквый вариант) без каких-либо четко идентифицируемых причин. Прямого отношения к классическим проявлениям акне они не имеют. При этом сально-волосяные фоликулы могут быть вовлечены в воспалительные процессы при розацеа, но по другим причинам, чем при классических проявлениях акне при жирной себорее. При розацеа не наблюдается ни увеличенного салоотделения, ни изменения химического профиля себума, характерных для жирной себореи.
Если расширенные сосуды единичны, то это остается исключительно косметической проблемой: система кровоснабжения кожи и лимфооттока не нарушается, как и строение кожи и её состояние. Если же формируются целые «сосудистые поля» на поверхности кожи и затронуты более крупные сосуды, возникают регулярно местные отеки, то можно уже говорить о заболевании кожи. Итак, из-за патологических изменений сосудистой системы нарушается местная микроциркуляция, повышается содержание тканевого экссудата, возникают отеки и, как результат, тканевая стагнация в дерме. Ухудшается снабжение кожи кислородом и питательными веществами, нейрогуморальная регуляция, не происходит оттока токсинов. Клетки кожи не могут нормально существовать в этих условиях, выполнять предназначенные им функции, в том числе и структурообразующие. В результате происходят патологические изменения структуры дермы, она теряет свою эластичность, и эпидермиса, в котором нарушаются контакты между клетками (корнеоцитами и кератиноцитами), должным образом не формируются структуры эпидермального барьера – кожа перестает выполнять часть своих защитных функций и эффективно удерживать влагу. Повышается трансэпидермальная потеря воды, что приводит к обезвоженности кожи, ощущению сухости и стянутости. Катастрофически понижается порог чувствительности кожи - она становится гиперчувствительной к средствам гигиены, косметики, к механическому прикосновению и ко всем вышеописанным факторам, провоцирующим приливы. Ситуация все время усугубляется, если не предпринимать никаких адекватных усилий. 2. Папуло-пустулезная форма розацеа (акне розацеа или розовые угри). Этот воспалительный вариант заболевания может возникнуть, а может и не возникнуть. На фоне постоянной эритемы воспалительные элементы появляются в виде папул (безгнойничковый вариант) и пустул (гнойничквый вариант) без каких-либо четко идентифицируемых причин. Прямого отношения к классическим проявлениям акне они не имеют. При этом сально-волосяные фоликулы могут быть вовлечены в воспалительные процессы при розацеа, но по другим причинам, чем при классических проявлениях акне при жирной себорее. При розацеа не наблюдается ни увеличенного салоотделения, ни изменения химического профиля себума, характерных для жирной себореи.
При постоянно повышенной температуре кожи в очагах розацеа преимущественно размножается определенные виды стафилококков, отличающиеся от тех, которые характерны для вульгарных угрей или акне. Кроме того, в воспалении при розацеа могут принимать участие патогенные микроорганизмы, живущие на кожном клеще демодексе. Долгое время считалось, что именно демодекс является основной причиной развития воспалительной формы розацеа, но в последнее время увеличенное содержание этого паразитического клеща в коже больных розацеа оспаривается, как, впрочем, и многие другие патогенные факторы, претендующие на роль основной причины развития болезни. Последнее время становится все более очевидной причинная многофакторность заболевания. Собственно именно она и лежит в основе сложности выявления первопричины происхождения заболевания и его лечения. 
Единственное, что очевидно на 100% при розацеа, это вовлеченность сосудистой системы в развитие заболевания. В последнее время стал известен молекулярно-клеточный механизм местной сосудистой дисфункции, характеризующейся неадекватно бурной реакцией на триггеры различного происхождения. Он связан с повышенным синтезом нейропептида, оказывающего сосудорасширяющее действие. Развитие розацеа зависит и от повышения количества нервных окончаний на сосудах кожи, высвобождающих этот нейропептид. Кроме того «субстанция Р», как его назвали, увеличивает капиллярную проницаемость, запускает воспалительные процессы и усиливает болевые ощущения при этом заболевании.
При постоянно повышенной температуре кожи в очагах розацеа преимущественно размножается определенные виды стафилококков, отличающиеся от тех, которые характерны для вульгарных угрей или акне. Кроме того, в воспалении при розацеа могут принимать участие патогенные микроорганизмы, живущие на кожном клеще демодексе. Долгое время считалось, что именно демодекс является основной причиной развития воспалительной формы розацеа, но в последнее время увеличенное содержание этого паразитического клеща в коже больных розацеа оспаривается, как, впрочем, и многие другие патогенные факторы, претендующие на роль основной причины развития болезни. Последнее время становится все более очевидной причинная многофакторность заболевания. Собственно именно она и лежит в основе сложности выявления первопричины происхождения заболевания и его лечения. Единственное, что очевидно на 100% при розацеа, это вовлеченность сосудистой системы в развитие заболевания. В последнее время стал известен молекулярно-клеточный механизм местной сосудистой дисфункции, характеризующейся неадекватно бурной реакцией на триггеры различного происхождения. Он связан с повышенным синтезом нейропептида, оказывающего сосудорасширяющее действие. Развитие розацеа зависит и от повышения количества нервных окончаний на сосудах кожи, высвобождающих этот нейропептид. Кроме того «субстанция Р», как его назвали, увеличивает капиллярную проницаемость, запускает воспалительные процессы и усиливает болевые ощущения при этом заболевании.

Марина Крючкова,
Кандидат биологических наук, эксперт и автор проекта BIOZKA Concept Store

Авторский блог Марины Крючковой