Найти тему

От карты Гитлера до карты Сталина: деятельность РГО в блокадном Ленинграде

Оглавление

Ликующий Ленинград. Блокада снята. 1944 год
Ликующий Ленинград. Блокада снята. 1944 год
…Так пусть же мир сегодня слышит
салюта русского раскат.
Да, это мстит, ликует, дышит
Победоносный Ленинград!
Ольга Берггольц, 1944

27 января 1944 года. Дата, высеченная в летописи Петербурга. В этот день советские войска окончательно разорвали кольцо, на протяжении 872 дней душившее Ленинград фашистской блокадой. Трагедия, которая унесла жизни, по разным данным, от 700 тысяч до 1,5 миллиона человек, которая подкосила, но не сломила город. Каким оружием сражались с врагом советские географы, картографы и метеорологи? Что мы знаем о прокладке кабеля жизни по дну Ладожского озера? И какую роль сыграло Русское географическое общество в победе над врагом? Подробности – в нашем материале.

Город на Неве не должен существовать – так решило немецкое командование. 8 сентября 1941 года фашистские войска заняли Шлиссельбург. Затем немцы совершили массированный налёт на Бадаевские склады и лишили город почти всех продуктов. Уже 17 сентября фашисты вышли к Финскому заливу у Стрельны и окружили Ленинград. Так началась блокада Северной столицы – 872 дня ежедневного подвига, который невозможно забыть. В городе остались 2,5 миллиона человек, среди них – 400 тысяч детей.

Из директивы начальника штаба военно-морских сил Германии от 22 сентября 1941 года "Будущее города Петербурга":
"Предполагается окружить город тесным кольцом и путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сровнять его с землёй. Если вследствие создавшегося в городе положения будут заявлены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты, так как проблемы, связанные с пребыванием в городе населения и его продовольственным снабжением, не могут и не должны нами решаться. В этой войне, ведущейся за право на существование, мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части населения".
Мобилизация в Ленинграде летом 1941 года
Мобилизация в Ленинграде летом 1941 года

"Несменяемый дежурный" Русского географического общества

Переулок от набережной реки Мойки до Сенной площади ныне носит имя военного шофёра, участника обороны Ленинграда, Героя Советского Союза Александра Ивановича Гривцова, погибшего спустя месяц после полного снятия блокады. В советское время эта улица была известна как Демидов переулок. Здесь, в доме №10 расположилось здание Всесоюзного географического общества. Как и многие другие учреждения, Общество не прекращало работу даже в самые трудные дни Ленинграда.

В июле 1941 года в историческом здании РГО разместился эвакуационный госпиталь №2010. Тогда же на расширенном заседании Президиума Совета РГО для обеспечения работы в условиях военного времени постановили: эвакуацию Общества начать лишь в случае прямого распоряжения властей. "Меры же охраны наиболее ценных архивных материалов принять немедленно и перенести их в специально оборудованное помещение" – таким был вердикт заседания.

Раненые бойцы эвакогоспиталя №2010 в здании Географического общества
Раненые бойцы эвакогоспиталя №2010 в здании Географического общества

В распоряжении географов остались помещения библиотеки, архива, зала Совета и склада – условия такие же, как и в Первую мировую войну. Многие члены Общества были призваны в ряды Красной армии и ушли на фронт.

Из письма сотрудника Общества Александра Минакова жене от 6 сентября 1941 года:
"Могу сказать одно, что я не буду презренным трусом. Мои дети никогда не должны думать, что их отец испугался фашистов. Они должны быть спокойны и смело сказать, что их папа действительно защищал Ленинград. Это обещание я буду помнить всегда. Если же придётся погибнуть, то я знаю, что я защищаю всё, что есть у меня самого дорогого на свете, – Родина, семья, жена и дети".

На протяжении всей войны Общество обеспечивало военнослужащих необходимыми географическими знаниями. Сразу после нападения Германии на Советский Союз в воинские части Ленинградского фронта отправились сотрудники и члены Географического общества, чтобы поделиться с бойцами сведениями об экономической, политической и военной географии.

Всего за годы войны – в траншеях и блиндажах, на кораблях, в эшелонах и госпитальных палатках – учёные из Всесоюзного РГО прочли свыше двух тысяч лекций.

Несмотря на частые артобстрелы, в стенах Географического общества продолжалась научная работа. Так, специалисты готовили издание юбилейного сборника в память о 450-летии открытия Америки.

Мемориальная доска в вестибюле Штаб-квартиры РГО в Санкт-Петербурге. Фото: Татьяна Николаева
Мемориальная доска в вестибюле Штаб-квартиры РГО в Санкт-Петербурге. Фото: Татьяна Николаева

1 декабря в соседнем от Общества здании вспыхнул пожар. Ударная волна выбила стёкла в читальном зале и библиотеке – лишь чудом никто не пострадал.

В архиве РГО хранится дневник исполняющего обязанности Учёного секретаря Общества Виталия Ивановича Ромишовского. Благодаря этому документу в тысячу с лишним страниц мы можем проследить историю Русского географического общества в годы Великой Отечественной войны – день за днём. Первые записи в дневнике датированы 8 августа 1941 года, последние – февралём 1946-го. Первой военной осенью Виталий Иванович поселился в здании Общества, став, как он записал, его "несменяемым дежурным". Всё, что происходило здесь в это время, Ромишовский скрупулёзно отмечал в своём дневнике.

Из блокадного дневника Виталия Ромишовского:
"24 января 1942 год. Прибавили хлеба: рабочим и иждивенцам по 50 грамм, служащим 100 грамм. Ток дали в 9.30, выключили в 10.25. Радостные вести сводки и прибавка хлеба вызвали сильный подъём. Есть ещё частные сведения о прорыве нами фронта у Тосно. Тока более не давали. Тревоги не было. Мороз –30 градусов".
Материалы из Архива РГО
Материалы из Архива РГО

Работать приходилось в тяжелейших условиях за хлебную норму служащего. До упомянутой даты научные сотрудники Общества получали по 125 граммов хлеба в день. На состоянии здоровья сказывалось отсутствие отопления и электроэнергии, из-за страшных морозов, сковавших город зимой 1942 года, "помёрзли и полопались водопроводные трубы".

В осаждённом Ленинграде начались массовые заболевания цингой, для борьбы с которой член Общества Екатерина Алексеевна Галкина разработала технологию создания напитка из хвои, богатого витамином С. Для сбора сосновых веток под бомбёжками и обстрелами ехали в Охтинское лесничество. Вернувшись, каждая из сотрудниц должна была нащипать 800 граммов хвоинок. Затем хвою били булыжником, закладывали в подкислённый раствор, фильтровали.

"Мы должны выстоять. Держите знамя Географического общества", – говорил заместитель Учёного секретаря Общества в 1941 году Дмитрий Миклухо-Маклай, племянник знаменитого путешественника Николая Миклухо-Маклая.

 Огонь зенитных орудий развернут в окрестностях Исаакиевского собора во время обороны Ленинграда в 1941 году
Огонь зенитных орудий развернут в окрестностях Исаакиевского собора во время обороны Ленинграда в 1941 году

География как оружие Победы

Война начиналась с плана "Барбаросса" на столе Гитлера, а закончилась планом Берлина на столе у Сталина. Географы, картографы, метеорологи – люди, своими знаниями и усилиями приблизившие Победу. Они обеспечивали фронт современными картами, аэрофотоснимками, информировали об изменениях погоды, консультировали операции по форсированию рек. От них во многом зависел исход битвы.

Их главным источником информации и центром географических знаний во время блокады стала Научная библиотека Географического общества. Её сознательно не эвакуировали, чтобы бойцы и командиры Красной армии могли приходить в читальный зал, брать книги, причём круглосуточно.

Мария Матвеева, заведующая архивом РГО:
"Это была единственная библиотека, которая посещалась в городе военными. Они использовали литературу для оборонной работы. По предварительным запросам сотрудники библиотеки подбирали литературу. Приходили по требованию, но я знаю, что люди даже жили в библиотеке".

Научная библиотека РГО. Фото: Татьяна Николаева
Научная библиотека РГО. Фото: Татьяна Николаева

Запросы в библиотеку поступали самые разные. Институт географии запрашивал карты фенологических наблюдений, Наркомат ВМФ – карты Швеции и Норвегии, а гидрометслужбы Балтийского флота – данные за 100 лет колебания температур на Балтике. В августе 1942 года рельефные карты Кавказа из архивов Географического общества помогли военным остановить продвижение гитлеровских войск на Владикавказ.

О подвиге географов в 2015 году был снят фильм "Географы – Великой Победе". Картина создана в рамках совместного проекта Русского географического общества и Министерства обороны РФ при поддержке Федеральной сетевой компании Единой энергетической системы. Посмотреть двухсерийный фильм можно на кинопортале РГО.
610.jpg
"Дорога жизни" через Ладожское озеро
610.jpg "Дорога жизни" через Ладожское озеро

Дорога жизни

Ещё в сентябре 1941 года в архив Географического общества за срочной помощью обратились гидрометеорологи Балтийского флота. По поручению Смольного им предстояло выяснить, когда на Ладожском озере установится лёд и через какой период он сможет выдержать автомашины.

В Гидрографической службе Краснознамённого Балтийского флота, где работали члены Гидрометеорологической комиссии ГО, досконально изучали данные долговременных наблюдений за температурой таяния льда, собранные с 1845 года, свойств ледяного покрова, деформации и вязкости льда, его ломкость, грузоподъёмность, а также сведения о рельефе дна Ладожского озера.

Полуживые от голода сотрудники библиотеки ГО в кратчайшие сроки разыскали все необходимые документы. Через две недели Гидрографическая служба предоставила в Смольный отчёт с обработанными данными и расчётами. Эти данные легли в основу технического проекта легендарной Дороги жизни, спасшей жизни сотен тысяч ленинградцев.

img076.jpg

Схема замерзания Ладожского озера. Из архива РГО
Схема замерзания Ладожского озера. Из архива РГО
Единственным путём сообщения с Ленинградом оставалось Ладожское озеро, юго-западное и юго-восточное побережья которого оставались под защитой советских войск. За короткий срок войсковые части и рабочие построили пирсы для причаливания судов, произвели дноуглубительные работы, вынули 70 тысяч кубометров грунта, смогли проложить узкоколейную железную дорогу от причальных линий к основной магистрали, выстроили склады для продовольственных товаров, горючего и боеприпасов, вырыли землянки для различных морских и охранных служб. Протяжённость Дороги жизни блокадного Ленинграда составляла около 44 километров и примерно 30 из них – по льду Ладоги.

Маршрут будущей военно-автомобильной дороги №101 был готов к концу ноября 1941 года, движение по ней началось 28 ноября. Эта дорога стала одной из главных целей немецких бомбардировщиков, их атаки отбивали зенитки, установленные, по советам гляциологов, на промёрзшем грунте многочисленных островков и отмелей озера.

Провал под лёд на Дороге жизни
Провал под лёд на Дороге жизни

Только за первую неделю работы ледовой трассы утонуло 126 машин, а за первую военную зиму под лёд ушло около 1000 автомобилей. Сколько погибло водителей – неизвестно до сих пор. Ценой затонувших машин и людских жизней выяснилось, что трасса выдерживала движение автомобилей в среднем 15 дней – после этого маршрут дороги приходилось смещать. За зиму таких путей было проложено около полусотни.

Это была действительно Дорога жизни. За 152 дня ее работы в Ленинград доставили 268 тысяч тонн продовольствия, эвакуировали более полумиллиона человек.

Что такое кабель жизни? Правда ли, что Берлин брали по карте топографов РГО, которые ни разу в нём не побывали? И действительно ли архив Русского географического общества едва не сгорел за считанные дни до снятия блокады? Об этом и многом другом читайте здесь.