Сочинение пятиклассника занимает уже полную страницу или даже полторы. Но объем все же не главное при оценке сочинения учителем. В 5-м классе уже предъявляются повышенные по сравнению с начальной школой требования к раскрытию темы, к умению использовать языковые средства в соответствии с выбранным стилем, умение придерживаться выбранного жанра, последовательно излагать свои мысли, делать выводы… Выше ценятся сочинения, которые демонстрируют богатый словарный запас и выразительность речи автора, а также оригинальность выбора темы и небанальность раскрытия замысла.
Мы собрали идеи для тем, которые помогут натренировать навыки подготовки сочинений. Это на случай, если писать сочинения по картинам или заданным учителем темам скучно.
- Ты - среднеклассник. Еще год назад ты был в младшей школе, а в этом году уже школьник средних классов. Как ты себя ощущаешь? Нравится ли тебе чувствовать себя старше? Чувствуешь ли, что стал взрослее, что изменилось в твоем отношении к учебе, к себе, к друзьям, к делам по дому? Хотел бы ты еще побыть в младшей школе? Почему?
- Книга года. Ты старше и читаешь уже больше. Какая книга, прочитанная тобой за последние месяцы или год, больше всего впечатлила тебя?
- Первый день в школе. Помнишь ли ты свой первый день в школе? Если да - расскажи, каким ты его видишь теперь? Что бы ты сказал себе, первоклашке, если бы мог на машине времени очутиться рядом с собой в тот волнительный день?
- Собака - лучший друг человека. Почему все так говорят? А как считаешь ты? Есть ли у тебя собака? Расскажи о ней. А если нет - расскажи, хотел бы ты ее завести, какую и почему?
- Семья. Сейчас ты уже больше понимаешь о том, что такое семья. Что главное в семье, что важное. Расскажи о том, какую семью ты хотел бы создать, когда вырастешь? Каким ты сам хотел бы стать семьянином, какие традиции в семье завел бы? Какой совет мог бы дать всем взрослым о том, какой должна быть семья?
- Мечта. У всех есть мечта. Если хочешь - поделись своей мечтой, расскажи, как она появилась у тебя, давно ли живет в твоем сердце, почему тебе так важно, чтобы она исполнилась. Что нужно сделать для того, чтобы она исполнилась? Кто мог бы помочь в ее исполнении?
- Ты - экскурсовод. Представь, что тебя взяли на работу экскурсоводом и разрешили провести любую экскурсию, даже самую фантастическую, хоть в прошлое к динозаврам. Какую экскурсию ты бы организовал? Что рассказывал бы, по каким удивительным местам водил удивленных туристов?
- Первая работа. Через несколько лет ты уже сможешь устроиться на первую работу во время летних каникул. Думал ли ты об этом? Хотел бы поскорее работать? Кем именно хотел бы работать?
- Угощение от шефа. Если ты уже готовишь какие-то блюда дома, расскажи, какое твое фирменное, что лучше всего у тебя получается? Поделись рецептом и секретами его приготовления. А еще - историей, как ты сам научился его готовить?
- Один дома. Родители могут считать тебя еще маленьким, чтобы оставаться дома одному, но ты-то знаешь, что ничего с тобой не случится плохого. Ты знаешь, что делать и как действовать в любой ситуации, знаешь, как обращаться с приборами и сам сможешь накормить себя, если проголодаешься. И чего они зря переживают?
- Уроки жизни. Родители многому учат своих детей. Но какие уроки, на твой взгляд, оказались самыми ценными? Назови три. Как думаешь, эти уроки так же важны для других детей, как для тебя? А какие уроки самые универсальные, обязательные, которым должны быть научены все дети на свете?
- Музыка и контрольные. Некоторые ученые считают, что музыка помогает учиться, сосредотачиваться на задачах. А как ты думаешь? Помогает ли тебе музыка делать уроки? Может быть, стоит убедить учителя, чтобы он разрешал слушать музыку в наушниках во время контрольных? Какая музыка лучше всего подходит для этого?
- Сцена. Хотел бы ты быть актером? А может быть, ты уже играешь в театральном кружке? Расскажи об этом побольше - какая роль твоя любимая, что больше всего нравится в занятиях, чему можно научиться только в театре? Какую роль ты хотел бы сыграть? Какую роль, как ты считаешь, надо играть иначе, чем обычно играют? А может быть, в театре ты вообще хочешь быть кем-то другим, не актером вовсе, а, например, декоратором или осветителем?
- Технология. В мире много технологий, и они развиваются с каждым днем все больше. А какую технологию и для чего хотел бы разработать ты? Может быть, костюм подводного плавания без акваланга или очки с бесконечным объемом памяти для съемки видео?
- Успех. Что в твоем понимании успех, успешная жизнь? Что может быть измерителем успешной жизни? К какому успеху стремишься ты?
- Посол пятиклассников. Представь, что ты выбран послом всех пятиклассников страны и тебе назначена встреча с президентом. О чем ты с ним будешь говорить? Какие проблемы пятиклассников попросишь решить? Какие предложения от имени всех пятиклассников вынесешь на рассмотрение президента и министерства образования?
- История из детства. Вспомни одну из историй, которые случались с тобой в детстве и «перепиши» финал так, как ты бы хотел.
- Самая интересная вещь на свете. Что самое интересное и удивительное на свете, по твоему мнению? О чем ты хотел бы рассказать каждому человеку на свете?
- Олимпийский вид спорта. Какого олимпийского вида спорта не хватает, как ты считаешь? Может быть, уже настала пора ввести новый вид спорта в олимпийские игры? Какой? Почему ты считаешь, что он достоин войти в этот список?
- Зоопарки. Почему некоторые животные живут в дикой природе, а некоторые - в зоопарках? Как ты считаешь, зоопарки хороши для животных или нет? Приведи примеры.
- Друг по переписке. У тебя есть друг по переписке? Расскажи о нем, если он есть, своим одноклассникам. Как часто вы пишете друг другу письма? Что ты чувствуешь, когда получаешь письмо от него?
- Экранизация. Твоя любимая книга экранизирована, и ты посмотрел экранизацию. Что ты думаешь об этом? Понравилась ли тебе режиссерская версия? А если бы ты сам был режиссером, что изменил бы?
- Волшебная лампа. Представь, что нашел волшебную лампу, и ты знаешь, что нужно делать, чтобы вызвать джинна, но подумай заранее, какие три желания ты попросишь его исполнить.
- Человек-невидимка. Однажды утром ты просыпаешься и обнаруживаешь, что стал человеком-невидимкой. Вот так дела! Как пройдет твой день? Пойдешь ли ты в школу и что там будешь делать?
- Жизнь глазами питомца. Если у тебя есть домашний питомец, опиши себя его глазами. Да, просто представь себя на его месте и расскажи, как тебе живется у тебя дома с таким хозяином как ты.
- Первооткрыватель. Представим, что ты великий путешественник, и вот ты открыл новую землю, новое племя, которое приняло тебя за божество. Опиши, где именно ты находишься, как тебя встречают, как ты выглядишь, что ты делаешь, останешься ли править, что сделаешь для блага этого народа?
- Перепиши историю. Представь, что ты читал свою любимую книгу и задремал. И попал в книгу! И теперь имеешь власть изменить ход повествования. Как изменишь, что сделаешь, каких героев уберешь или добавишь?
- 100 лет тому назад и вперед. Удивительная судьба тебе досталась. Ты родился сто лет назад и умрешь еще через сто лет. Ты прекрасно помнишь свою прошлую жизнь в деталях и можешь предвидеть свою будущую жизнь. Расскажи, насколько сильно отличается твое детство от детства современных детей, а твоя старость будет отличаться от старости современных стариков.
- Встреча со знаменитостью. Представь, что твой кумир оказался рядом с тобой, например, в одном купе. Вы встретились ненадолго, и ты можешь обсудить с ним любые пять вопросов. Какие вопросы ты выберешь? Что тебя интересует в жизни этого знаменитого человека?
- Знаменитость в детстве. А вот еще один вариант встречи со знаменитостью - в ее детстве. Представь, что машина времени позволила тебе отправиться в детство твоего кумира. Опиши его, как ты его себе представляешь в твоем возрасте? Что он делает, что любит, как ведет себя с друзьями, какая у него жизнь в школе и дома?
- Поменяться телами. Поменяться с кем-то телами - очень популярный сюжет в кинематографе. Представь, что эта история может произойти и с тобой. С кем из своей школы ты бы поменялся телами на несколько дней и прожил бы их его жизнью?
- Гипотеза. На свете есть много неразгаданных тайн, вопросов, на которые не может ответить наука. Может быть, ты знаешь ответ хоть на какой-нибудь из них? Расскажи всем свою теорию или гипотезу. Куда делась Атлантида? Кто построил пирамиды? Кто воздвиг Стоунхендж? Как живут существа на других планетах? Что может храниться в почве Антарктиды? Была ли раньше жизнь на Марсе?
- Космический объект. Представь, что ты можешь полететь в Космос и изучить только один объект. Что ты выберешь? Солнце? Комету? Черную дыру? Квазар? Экзопланету? Оумуамуа? Почему именно этот объект? Чем он тебя так привлекает?
Еще темы для
Идеи для тем сочинений собирала Жанна Алибулатова