Найти тему
Kaplans_book_review

Михаил Успенский - Белый хрен в конопляном поле, 2001

Оглавление

Тэглайн: "Сказка - ложь!"

Что это

Это юмористическое фэнтези. Не спешите закрывать рецензию и вычеркивать книгу из вишлиста. Это юмористическое фэнтези - всем юмористическим фэнтезям фэнтезя. Правда-правда. Это такая большая и очень качественная языковая игра и забавное тыканье пальцами в несовершенства окружающего мира с целью их (хотя бы психологического) преодоления.

От обычного юмористического фэнтези книгу отличает приличного качества драматический сюжет и филигранное исполнение каждого маленького кусочка мозаики, из которых книга и состоит.

Для кого это

Вот тут сложно. Сразу могу сказать, что книги Успенского - они очень на любителя. Просто настолько на любителя, что иногда даже страшно делается. Для того, чтобы получить максимум удовольствия от текста нужно совпадение следующих факторов:

1. Читающий "Белый хрен..." не должен выбирать его первой или второй книгой, которую он решился в этой жизни прочитать - нужен некий багаж литературных знаний и хотя бы минимальное чувство родного языка (в идеале - пары иностранных, особенно - английского). Если это чувство развито выше среднего, то удовольствие будет поистине непередаваемым.

2. Читающий "Белый хрен..." должен иметь некое понятие о мировой мифологии и истории.

3. Читающий "Белый хрен..." должен обладать хотя бы минимальным чувством юмора, иначе книга вообще "не зайдет".

Любителям "экшона" и махания мечами с применением магии - в другую дверь, хотя все вышеперечисленное в книге и есть, ценна она совсем не этим.

В общем, книга для тех, кто сходу может понять, чем смешна фраза: "Больше всего Лука Радищев любил две вещи - женщин и свободу."

Детям лет до шестнадцати - не давать, после шестнадцати - по мере отрастания мозга.

Что хорошо

Языковая игра как на уровне очень глубоких подтекстов, так и совершенно "в лоб", но при этом - без перебора, что в рамках жанра большая редкость. Тончайшей выделки юмор, значимые и меткие говорящие имена и топонимы: все это - авторский фирменный стиль, и я с трудом удерживаюсь здесь от цитат, дабы не портить потенциальным читателям удовольствия от будущего прочтения. (Ладно, ладно, вот вам на затравку пара имен: Фальстарт Торопливые Ноги и Бренд Торговая Марка. Ну чего стоит многотомная "Сага о Когане Варваре" - любимая книжная серия одного из героев).

Книга завораживает, причем, имею наглость рекомендовать не читать ее, а именно слушать (желательно в исполнении Владимира Князева). А еще здесь очень необычный для юмористического фэнтези драматический сюжет (упомянутый мной выше), переходящий местами в трагедию (но опять же - без перебора), и этот контраст не дает читателю оторваться от книги до момента прочтения (или прослушивания) самой последней страницы. Традиционное для жанра разухабистое и жесткое выстебывание всех штампов и клише жанра исходного - "чистого фэнтэзи" - с мечами, магией, драконами и картонными героями.

Что плохо

Внешняя атрибутика, языковые игры и харизматичные персонажи затмевают сюжетную линию. Читатель перескакивает от события к событию с мыслью: "ну же, ну же, мне нужно еще больше языковой игры и аллюзий!" (И их у автора есть!) А потом у читателя внезапно возникает понимание, что некий ключевой сюжетный момент упущен, и нужно либо возвращаться к нему (а так не хочется) либо смириться и надеяться, что несколько страниц спустя все само собой как-то разъяснится (что бывает далеко не всегда).

Если проще, то баланс сюжет/герои/окружение смещен с сюжета к героям и окружению.

В сухом остатке

Эту книгу ( как и все книги Успенского) вы будете либо нежно любить и неоднократно перечитывать, либо люто ненавидеть (а то и возмущаться, что вообще пришлось "это" прочитать) - третьего не дано. (Дано, увы: кто-то ее просто не осилит).

Что читать вместо

Если хочется проще и с лучшим балансом герои/окружение/сюжет: цикл "Правила Стрелка" Сергея Мусанифа.

Если хочется сложнее и более философско: "Суер-Выер" Юрия Коваля.

Если хочется больше мечей, магии и ближе к жанру "чистого фэнтези": почти любая книга Андрея Белянина.

Если хочется того же самого, но с меньшим количеством драмы и трагедии: цикл "Приключения Жихаря" того же Михаила Успенского.

Проникшимся языковой игрой: приложение "Годвилль" для смартфона. С творчеством Успенского оно напрямую не связано, но роднит их та самая языковая игра, вокруг которой все и строится в рецензируемой книге.