Часть 1
Что нужно нашим детям? Конечно же, слово доброе, ласковое, говорит природа. Значимое для судьбы, для всей поступи и деятельности в завтра. Давно уже подмечено, научно доказано, что какой тон, толчок задан ребёнку в первом классе, какой урок доброты и порядочности получит маленький ученик от личности первого учителя, с такой волной и пройдёт он по всей своей дальнейшей жизни.
Мне с первой учительницей повезло. Когда звучит её имя - Зоя Матвеевна Морозова, то сердце сразу наполняется теплотой, любовью и уважением к этому человеку, уже далёкому, более пятидесяти лет прошло, как я переступила порог школы.
Для истории - это миг, а вот для человека - жизнь. От печки со стопками дров в школьном коридоре до компьютеров в классе, от бутербродов с маслом из портфелей до горячих обедов в школе. Разобрали нашу восьмилетку, школу № 5, наши родные с детства пенаты на берегу всегда желанного, большого пруда, куда даже на переменах умудрялись бегать за живительной влагой, а зимой это был наш любимый снежный стадион с большим полигоном и горой за ним.
Во время перемен ребятишки обступали стол первой в жизни учительницы, непременно что-то жуя, а осенние сеньоры-помидоры так и норовили выстрелить прямо в классный журнал. И никто не кричал, нас не ругали, нас жалели, нам помогали, нас понимали. Шли в школу с простыми карандашами да пером- «звёздочкой», с чернильницей-непроливашкой, по теории, но на практике почему-то наоборот. В голове мы азбук не держали, читать не умели, зато умели с ветерком спуститься с горы, собрать в лесу корзину грибов, почистить картошку, принести ведро воды на огород.
Зоя Матвеевна всех нас учила читать, мягко и ласково объясняя заумную для нас грамоту, и всё было хорошо. Только однажды под Новый год произошла со мной осечка - слово короткое «её» не смогла я прочитать. Билась она со мной, билась и двойку влепила запомнившимся на всю жизнь «подарочком».
Только вот вопрос: выйдут ли из школы мои внуки с такими же знаниями, как мы? Придя в школу, уже умели читать.
Моя дочь никогда свою учительницу не вспоминает, потому что та била её линейкой по голове. Мне говорили, чтобы перевела девочку в другой класс, но я была такой правильной и не понимала, как «Елена Геннадьевна не может стать Зоей Матвеевной».
И внук не вспоминает свою Татьяну Анатольевну, сбежавшую в частную школу, получившую диплом, «облитый слезами её первоклашек». На протяжении двух её институтских сессий она повторяла: «Я не пойду в школу». Страшно становится за детей и обидно за страну. Учителя хорошие теперь редки!
В моей белокаменной двухэтажной доброй школе были две лестницы, у которых всегда стояли дежурные, сохраняя одностороннее движение: по той, что была справа, мы поднимались, по левой - только спускались; был в школе порядок незыблемый, но и в жизнь со мной ушёл, было с чего брать пример. На уроки рисования приходил настоящий художник. Мы были в восторге. Он ходил между партами и всем что-то подсказывал, помогал, и всё это происходило с большим уважением к ученику, красиво и очень уж интеллигентно, с почтением, сказала бы я. Его уроки были подарком судьбы. Мы учились чему-то большему, чем рисование!
Школа тех лет была умной. Нам читали много книг, во время походов в лес вещмешки не забывали, в хоре пели всей школой, танцевали и плясали, и зайчиками наряжались, по бревну ходили, шили, вышивали, и у станка токарного стояли. Подставку под цветы сами сделать могли, рубанки в руки не боялись давать, и в гладкости выстроганной доски мальчишкам я не уступала.
Труд и физическое воспитание были на первом месте, а учёба сама собой шла без натяга, рядом. Ходили все опрятные, с белыми воротничками. Белый цвет по жизни указывает на чистоту души – открытую, светлую.
Как только начинали по классам разносить булочки с чаем, как тут же появлялись «дополнительные мамы. Есть стоя вредно и салфетками нужно пользоваться. Историк, что жила в школе, приходила обязательно на большой перемене и следила, чтобы мы чинно, спокойно сидели и медленно жевали.
Тепло от этой удивительной женщины до сих пор идёт ко мне, я не могу спокойно пройти мимо ребёнка, который ест стоя - вот такая математика жизни.
Наши дорогие учителя из середины XX века нас любили, о нас заботились, в нас вкладывали свою душу, не ценили своё личное время, жили нашими проблемами, хотя и своих-то по тем временам было немало.
Завуч Августа Андреевна, когда проходила мимо, всегда меня спрашивала: «Тебе не холодно?». Я бегала в начальной школе в каких-то сшитых тапочках.
Подписывайтесь на канал и читайте книгу с начало.
Можно заказать печатный вариант. Всем приятного прочтения. Возможно кто-то сделает для себя какие-то выводы. Буду рада если она вам поможет).
Предыдущие статьи: