Найти тему
дневник ролевика

Самое простое и эффективное - армейское фехтование

Оглавление

Армейское фехтование - это не единый стиль боевых искусств, это скорее набор определенных базовых навыков владения длинноклинковым оружием, которому обучали военнослужащих в армиях России, европейских государств, а позднее - и Соединенных Штатов в XVIII и до начала XX века. Основную роль такое обучение играло у кавалеристов и, как ни удивительно, у матросов (правда, не во всех странах).

Ибо последний в истории абордаж боевого корабля произошел не когда-нибудь, а аж в начале XX века...))

Американские матросы учатся абордажной сабле. Фото 19 века.
Американские матросы учатся абордажной сабле. Фото 19 века.

Основные черты

Единого стиля такого боя нет, в каждой армии, в каждой стране учили по-разному, плюс еще учителя открывали ученикам свои личные приемы и ухватки.

Важное примечание: единой дисциплины "армейское фехтование" не существует. Я, грешный, называю так относительно упрощенные методики обучения сабельному бою больших масс солдат. В каждой стране были свои нюансы, но тем не менее можно выделить и общие принципы.

Это как армейский рукопашный бой: минимум философии и максимум эффективности.

Любое армейское фехтование всегда:

  • бездоспешное;
  • безщитовое;
  • использует оружие под одну руку.

Бездоспешное и безщитовое оно потому, что позднее. Возникать стало только в 18-м веке. И одноручное оружие используется потому, что, во-первых, вторая рука драгуну или гусару той эпохи нужна была для пистолета, а во-вторых, потому что все двуручные техники, при всей их красоте и эффективности, слишком сложные.

Исключение - фехтование на штыках, примкнутых к винтовке:

Штыковое фехтование советских пограничников
Штыковое фехтование советских пограничников

Используемое оружие

Армейское фехтование всегда, когда речь не идет о штыке, использует сабельный клинок либо палаш. Если речь идет о моряках, то катласс - абордажную саблю. При этом само обучение обычно велось на эспадронах - облегченных прямых клинках.

В этом стиле превалирует (кроме штыкового боя) рубящая техника - ей легче учить, она значительно проще и лучше подходит для непосредственного применения в бою, коли уж дошло дело до сабель...

Особенности обучения

Основная задача любой армии - в максимально сжатые сроки подготовить более-менее боеспособного бойца. Он не должен быть лучшим, но должен иметь шансы на выживание в сабельной стычке. Это - главный критерий.

Поэтому в армии всегда делался упор не на знание многочисленных фехтовальных стоек и сложных приемов, а на спарринг и связанные с ним самые простые техники. Шагистика, уходы в диагональ и прочие экзерсисы не спасут, к примеру, британского солдата или офицера, на которого внезапно выскочил разозленный маратх или афганец - и с ходу рубанул, безо всякого предупреждения, быстрым своим шамширом или тулваром...

Поэтому упрощенное фехтование в военном стиле основано на рипостах. Рипост - это мгновенная контратака после отражения удара. Ударил - отбил, отбил - ударил.

Кстати, те же идеи оказались заложены в боевом современном фехтовании Китая, применявшемся в войнах с японцами и в китайской Гражданской в XX веке. Только там оружие было все-таки двуручное - китайский дадао.

В таких техниках меньше внимания уделяется постановке эффективного удара как такового - это когда ученики по часу и более рубят воздух или деревяшку. В сражениях той эпохи шансов нанести врагу мощный разваливающий удар было немного даже у профессионала. Поэтому упор делался не на качество рубки, а на повышение выживаемости среди обычных парней, набранных в городах и селах с бору по сосенке.

В первую очередь ставилась защита от ударов быстрых, хлестких и резких, сыплющихся с разных сторон, и столь же быстрая контратака. И правило нанесения удара было одно: он должен идти по самой короткой траектории, чтобы быть самым быстрым. Поднял саблю - ударил. Поднял - ударил. Все, никаких умствований, никаких финтов - незачем.

Вот так. Ударил - отбил. И нечего огород городить.
Вот так. Ударил - отбил. И нечего огород городить.

В реальности обучение выглядит, к примеру, так: ученик номер 1 наносит быстрый удар, ученик номер 2 отбивает (или уклоняется) и сразу же (!) наносит свой удар - делает рипост. Первый отбивает - и наносит свой. И так - от 1 до 3 минут без перерыва на отдых.

Или, к примеру схема, когда первый номер наносит два быстрых удара, скажем, в верхний и нижний сектор, второй отбивает - и мгновенно, без паузы (!) пытается достать первого в голову.

Подобная методика обучения предназначена в первую очередь для развития у бойца выносливости. Чтоб он привыкал к тому, что удары на него сыплются очень быстро, и отвечать надо тоже очень быстро, а не вымерять и выжидать момент, когда можно будет нанести некий "супер-удар", не выискивать бреши в защите. Не дадут тебе в бою времени на выискивания...

Защиты саблей из книги Луиджи Барбазетти "Фехтование на саблях" 1909 года, очень популярной в России
Защиты саблей из книги Луиджи Барбазетти "Фехтование на саблях" 1909 года, очень популярной в России

Плюсы и минусы

Армейское фехтование дает мало преимуществ в схватке по дуэльным правилам с одним противником, обученным в нормальной, не выхолощенной традиции. Упрощенное фехтование обычно включает в себя слишком мало колющих приемов, и они плохо поставлены. И защита от колющих у людей, прошедших подобное обучение, обычно тоже неидеальна.

В упрощенном стиле могут отсутствовать многие техники, скажем перевода удара в укол, "завязывание" меча противника, может отсутствовать даже понятие разницы между батманом (сбивом вражеского клинка) и отбивом (блоком, паратом).

Но при этом человек, прошедший такую школу, получает очень важный навык: навык боя не по правилам. Он знает, что удар можно нанести из какой угодно позиции и куда угодно. Здесь нет давления традиций, предписывающих: этот удар - непременно в руку, этот - обязательно в колено и ни в коем разе не в бедро, а этот - строго-настрого в ключицу, а не в плечо. Это первый плюс.

Второй важный плюс - это выносливость, которая появляется после длительных тренировок в стиле "удар-рипост". Боец уже не выдыхается после четвертого удара, он привыкает рубиться быстро и долго. Столько, сколько надо, пока враги не кончатся...)

Для шпаги и рапиры такая методика не годится. Но будем откровенны: я считаю ее лучшей для обучения сабле и рубящему короткому мечу (без щита). Это, конечно, мое личное мнение, но зато - ИМХО...))

Оригинал статьи - на канале https://zen.yandex.ru/dnevnik_rolevika

Официальный паблик - https://vk.com/dnevnik_rolevika

Истории "за жизнь" семьи автора и ролевые байки - здесь: https://zen.yandex.ru/id/5befbd4fd9421400aac61f5c