Недавно на полях Гайдаровского форума государственное АО «Российские железные дороги» (РЖД) оценило свои инвестиционные возможности в тринадцатизначное число: в 1,7 трлн рублей. Именно такая сумма инвестиций будет направлена на реализацию проектов комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года. Средства направят на модернизацию Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей, центрального транспортного узла и подходов к портам Северо-Западного бассейна. Так же в комплексный план попала и ВСМ «Москва-Гороховец». Предварительная стоимость проекта оценивается в 621,5 млрд рублей. Из них 200 млрд рублей – это капитальный гранд федерального бюджета, 200 млрд рублей – средства РЖД и 200 млрд рублей – частные инвестиции. Так же, РЖД планирует потратить дополнительно 148 млрд рублей на строительство железнодорожный путей и модернизацию депо. По данным на конец октября 2018 года, общий объем долгосрочной программы развития РЖД оценивался в 10 трлн рублей.
Не забывает РЖД и про высокоскоростные пути сообщения: осенью госкомпания представила концепт своего первого высокоскоростного поезда, предназначенного для высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва – Казань. Поезд будет двигаться с впечатляющей скоростью в 360 км/ч. Для примера: Сапсан двигается со скоростью 250 км/ч. Общее количество мест, вмещаемых поездом, – 682. Поезд будет ходить каждые 50-70 минут. Время в пути от Москвы до Казани составит 3,5 часа, сейчас оно составляет 14 часов. Прекрасный проект! И строительство первого участка до Нижнего Новгорода должно начаться уже в 2019 году. Только это будет совсем недешёвый проект. На прокладку путей до Нижнего Новгорода потребуется 621 млрд. рублей, а весь проект оценивается в 1,69 трлн рублей.
Построить ВСМ «Москва – Казань» планировалось к чемпионату мира в 2018, но, как всегда, все пошло не по плану. За собственный счёт строить новую дорогу РЖД не желает, а Минфин и Минэкономразвития отказались выделять из федерального бюджета субсидию на стройку и 150 млрд рублей из Фонда Национального Благосостояния. Министерство Финансов усомнилось, что РЖД сможет вернуть средства ФНБ и посчитала, что прогнозы пассажиропотока завышены. Госкорпорация планировала получить грант от государства в размере 700 млрд рублей, чтобы покрыть часть затрат на этапе строительства ВСМ. Может быть, РЖД и добились бы своего, но низкое качество проработки проекта, сильно затормозило строительство столь важного инфраструктурного проекта. Если в 2013 году, на этапе планирования проекта, грант составлял 634 млрд рублей при цене проекта 921 млрд рублей, то сейчас эта сумма не покроет и половины стоимости строительства. Откуда РЖД планирует брать средства?
РЖД выходит на рынок облигаций. В обращении компании находится 23 выпуска биржевых облигации общим объемом 417 млрд рублей и 13 выпусков классических облигаций на сумму 190,2 млрд рублей. А 30 ноября состоялось размещение ещё на 10 млрд рублей. И чтобы привлечь средства, инвесторов приходится заманивать высокой доходностью: ставка первого купона установлена на уровне 8,94 – 9,15% годовых.
Ранее же РЖД выходило на рынок облигаций месяц назад, разместив облигации по ставке 8% годовых. Расходы на обслуживание долга растут, а расплачиваться за них будут простые пассажиры, покупая более дороге билеты.
Неужели у госкомпании и естественной монополии нет денег на несколько сотен километров железной дороги? Тем более, что чистая прибыль РЖД за 2017 год выросла в 13,6 раза, с 10,3 млрд до 139,7 млрд рублей. Чистая прибыль в 1 полугодии 2018 года выросла до 64,8 млрд рублей. Доходы компании от пассажирских перевозок увеличились на 4,4% до 106 млрд рублей, на это повлиял рост пассажирооборота на 5,7%. Общие доходы компании за первое полугодие выросли на 7,6% по сравнению с предыдущем годом до 1 трлн 164 млрд рублей. Выросли и доходы от грузовых перевозок до 751 млрд рублей – это на 4,8% больше, чем за аналогичный период 2017 года. Так что у компании очень неплохие финансовые показатели.
Год за годом РЖД получает из бюджета огромные суммы для реализации своих инвестиционных проектов. До 2020 года компания планирует получить 79,3 млрд рублей. Эти деньги должны быть внесены в уставной капитал компании. Инвестиционная программа РЖД на 2019 год составит 680 млрд рублей, на 2020 - 820 млрд рублей, на 2021 - 745 млрд рублей. Средства должны быть направлены на реализацию проектов комплексного плана расширения магистральной инфраструктуры, на продолжение реконструкции железнодорожных путей и обновлению передвижного состава. В 2017 году было отремонтировано 5,4 тыс. км путей, за 2018 год объем увеличили до 6,7 тыс. км. Помимо этого, Минфин заложил на развитие Московского узла 31,15 млрд рублей, и субсидии 72 млрд рублей на обход Краснодарского узла и на Восточный полигон.
Руководство РЖД может долго жаловаться на то, что у них нет денег, что они самоотверженно увеличивают инвестпрограмму, но это всё крокодиловы слёзы, поскольку они используют не только собственные, но и бюджетные средства.
Обсуждаемый сейчас отказ правительства от получения дивидендов от РЖД до 2025 года (хотя после поручения Владимира Путина обсуждать уже нечего) также можно считать материально поддержкой госкомпанией. В прошлом году РЖД выплатила государству 8,75 млрд. рублей. В этом году сумма могла бы быть больше, но бюджет не увидит этих денег. Федеральный бюджет получит дивиденды только по привилегированным акциям, но это просто копейки. В прошлом году такие выплаты составили только 5 млн. рублей.
А ещё РЖД будет повышать тарифы на перевозки. В частности – с 1 января 2019 года будут увеличены экспортные надбавки к тарифам на перевозку грузов на 8% до 2025 года, за исключением нефтяных грузов и алюминия. По оценке РЖД это позволит сформировать дополнительные источники для инвестиций.
Какие-бы хорошие финансовые показатели не были, РЖД всё равно рассчитывает исключительно на поддержку государства и без неё даже не пытается развиваться. Естественно, ведь куда проще держать почти 36 млрд. рублей на валютных счетах, зарабатывая на курсовой разнице, чем на развитии транспортной инфраструктуры.