Найти в Дзене
дневник ролевика

"Убивать острием, а не лезвием" - наука смерти Ренессанса

Оглавление

Идея, вынесенная в заголовок, стала основополагающим принципом всего европейского фехтования на прямых клинках - мечах, рапирах и шпагах. Именно этот принцип красной нитью прошел через историю гражданского и его подвида - дуэльного фехтования, на нем построены основные фехтовальные школы, в первую очередь итальянская и ее "духовная наследница" - французская.

Кстати, именно французская фехтовальная традиция послужила основой для современного спортивного фехта. А в нем, по классу рапиры и шпаги, рубящих приемов нет вообще...))

Минутка истории

Убивать острием, а не лезвием - означает полагаться на укол, а не на рубящий удар. Этот принцип был сформулирован мастерами итальянских фехтовальных школ (которые сейчас известны под обобщающим термином "болонская школа") в XVI веке. Идейным вдохновителем обычно считают Камилло Агриппу, одного из самых выдающихся теоретиков фехтования.

Камилло Агриппа
Камилло Агриппа

К XVI веку гражданское фехтование (не для поля боя, а для дуэлей и схваток на городских улицах) в Европе расцвело пышным цветом. Именно тогда любители позвенеть клинками начинают переходить на знаменитые рапиры Ренессанса - длинные, тяжелые колюще-рубящие мечи под одну руку, со сложным фигурным эфесом. Их называли "мечи для платья". Для войны это оружие не предназначалось - у него были совершенно иные функции...))

Минутка теорфехта

В гражданском фехтовании, когда наличие доспеха не подразумевается, а схватка может начаться в любое мгновение, действительно предпочтительнее укол, а не удар. Укол не требует пространства для размаха, укол не требует значительной физической мощи, техника боя на уколах позволяет сражаться на очень узких улочках. Подробнее о преимуществах укола перед ударом можно прочесть тут. Я же перейду сразу к итогу: именно по совокупности этих преимуществ в гражданском фехтовании стал доминировать укол. Даже двуручными мечами чаще всего кололи.

В боевом, в общем-то, тоже. Но в боевом фехтовании кололи чаще всего в лицо, т.к. именно оно обычно было открыто.
В боевом, в общем-то, тоже. Но в боевом фехтовании кололи чаще всего в лицо, т.к. именно оно обычно было открыто.

Соответственно, рапирами на большей части территори и Европы (исключая Испанию) прекратили рубить примерно к XVII веку. Хотя способность наносить рубящие удары, выраженная в достаточно широком клинке, у рапиры сохранялась еще очень долго - это основное ее отличие от гражданской шпаги. Шпага, которая пришла несколько позже, обычно лишена рубящих качеств (исключение - боевые шпаги вроде валлонки).

Но здесь надо еще учитывать, что рапира Ренессанса - очень длинная и весит больше иного рыцарского меча прежних эпох. Длина ее зачастую превышает метр, масса доходит до 1,5 кг. Этим оружием технически крайне неудобно рубить - приходится делать удары по очень длинной траектории, почти круговые. Получается некий парадокс: способность рубить у меча теоретически есть, а на практике ею лучше не пользоваться - слишком медленный выходит удар, при этом не очень эффективный.

Ренессансная рапира
Ренессансная рапира

Меч на фото выше - еще удобоваримой длины, некоторые клинки были длиннее. При наличии утяжеленного эфеса рубящий удар таким оружием опасен, пожалуй, только если придется в шею или в другое место, где неглубоко под кожей проходят крупные кровеносные сосуды. Хотя, кстати, довольно эффективно бывает рубить в лицо - там много мелких кровеносных сосудов, противнику сразу зальет глаза кровью...)

Но! В уколах ренессансные рапиры поистине смертоносны. У них достаточно широкие, жесткие клинки, которые легко пробивают реберную клетку и достают до внутренних органов. Основное достоинство укола, как неоднократно говорилось и писалось - это скорость. И сравнительно небольшая глубина смертельного ранения - самого здорового человека можно убить, вогнав в него железку на 5-7 см.

Поэтому идея "убивать острием" всегда подразумевает бой на максимальной дистанции. Появляется обычай держаться на предельном расстоянии от противника, сильно наклоняться вперед и переносить вес на переднюю ногу. А вот понятие "идти под меч", наоборот, исчезает, так как шагать имеет смысл только под клинок, занесенный для рубящего удара - его можно отвести, к примеру, "ударом простака".

А вот уйти в сторону от укола крайне тяжело, в отличие от рубящего удара, поэтому появляются два основных подхода к фехтованию - с упором на умение правильно передвигаться, как в испанской системе Дестреза, и - с упором на защиту мечом, как в болонской системе. Но второй особенностью Дестрезы было то, что рубящие удары применялись практически наравне с колющими.

Болонская система с упором на "работу руками" оказалась более подходящей для массового обучения, чем испанская.

Видите? Дуэлянты максимально вытягиваются вперед, и укол наносится самым кончиком меча.
Видите? Дуэлянты максимально вытягиваются вперед, и укол наносится самым кончиком меча.

Хотя, кстати, идея "убивать острием, а не лезвием" в то время реализовывалась и в фехтовании со щитом...)

Оригинал статьи - на канале https://zen.yandex.ru/dnevnik_rolevika

Официальный паблик - https://vk.com/dnevnik_rolevika

Истории "за жизнь" семьи автора и ролевые байки - здесь: https://zen.yandex.ru/id/5befbd4fd9421400aac61f5c