Вы хотите познавать химию и профессионально, и с удовольствием? Тогда вам сюда! Автор методики системно-аналитического изучения химии Богунова В.Г. раскрывает тайны решения задач, делится секретами мастерства при подготовке к ОГЭ, ЕГЭ, ДВИ и олимпиадам
Утром меня разбудил вызов по скайпу. Подключившись, я увидела девчонок из группы Фабрика. Их радостные физиономии в обрамлении желтых кудрей "А-ля Блонд" не предвещали ничего хорошего. И действительно, через секунду раздались оглушительные вопли:
Ой, мама, я влюбилась, ой, мама, ты б не злилась,
Ой, мама, не смогла, голову потеряла.
Ой, мама, я влюбилась, ой, мама, ты б не злилась,
Ой, мама, не смогла, он позвал, а я пошла.
Пойду, пойду в лес гулять, абы ягодки искать.
Ой, подруженьки мои, аууу! где же вы?
Расскажите про него, про дружочка моего.
Где, в какой он стороне, расскажите мне.
Я не успела опомниться, как раздался звонок по вотсапу. Машинально я подключилась по видеосвязи. Мама дорогая! Да это же рыжая бестия - Маша Распутина собственной персоной!
Ой, мама, ой, скучно идти домой, скучно одной мне идти домой-ой-ой
Ой, мама, ой, скучно идти домой, скучно одной мне идти домой-ой-ой
Ой, мама, ой, скучно идти домой, скучно одной мне идти домой-ой-ой
Ой-о-у-о-у-эй!
Фонарей оранжевых мячики света не дают,
А нахальные хулиганчики о любви поют.
И от песенок этих песенок, что летят во тьму,
То ли страшно мне, то ли весело даже не пойму.
Ой, мама, ой, скучно идти домой, скучно одной мне идти домой-ой-ой
Ой, мама, ой, скучно идти домой, скучно одной мне идти домой-ой-ой
Ой, мама, ой, скучно идти домой, скучно одной мне идти домой-ой-ой
Ой-о-у-о-у-эй!
У меня закружилась голова. С одной стороны - желтые девочки, с другой - рыжая Маша! Желтые - рыжая, желтые - рыжая, желтые - рыжая! И они так орали, что у меня буквально заложило уши! Нужно что-то делать! Нужно что-то делать! Что?! Где-то я уже встречала такое сочетание цветов?! Где?! Желтые - рыжая, желтые - рыжая, желтые - рыжая! Вспомнила! Ура! Хроматы-дихроматы - братья-акробаты!
Все! Больше не хочу слушать дикие вопли экзальтированных девиц. Пойду-ка, лучше, к братьям хроматам-дихроматам - крутым окислителям. С ними такие ОВР-ки написать можно! Это что-то! Ой, мама... Я, кажется, влюбилась в ОВР! Итак, поехали!
Сегодня мы продолжим знакомиться с портретами известных окислителей, вернее, с продуктами их восстановления. Их нужно помнить, чтобы написать ОВР методом полуреакций.
Хроматы
Хроматы - соли хромовой кислоты H2CrO4. Почти все хроматы имеют желтую окраску. Некоторые из них применяют в качестве красок (PbCrO4 - желтый крон - служит для приготовления желтой масляной краски).
Хроматы устойчивы только в щелочной среде. При подкислении раствора, желтая окраска хромата сменяется на оранжевую дихромата, в следствии перехода хромат-иона в дихромат-ион. На этом основано получение бихроматов из хрома-тов и наоборот:
2K2CrO4 + H2SO4 → K2SO4 + K2Cr2O7 + H2O
K2Cr2O7 + 2KOH → 2K2CrO4 + H2O
Дихроматы
Дихроматы - соли дихромовой кислоты H2Cr2O7 оранжевого цвета. Устойчивы в кислой среде. Образуются при подкислении растворов хроматов. В нейтральной среде существует равновесие между хромат- и дихромат-ионами
Хроматы и дихроматы - сильные окислители. При этом Cr+6 восстанавливается до Cr+3
Задание второе - выучить окраску хроматов и дихроматов, характер среды для каждого и три точки продуктов их восстановления.
На ваш вопрос "Где первое задание?", отвечу - в статье "Хватит бояться ОВР! 9.6. Галерея классических окислителей. Перманганат". Здесь представлены три точки продуктов восстановления перманганата.
Внимательно прочитайте примеры ОВР с участием хроматов-дихроматов в различных средах и попробуйте прописать их самостоятельно.
1) В кислой среде
2) В нейтральной среде
3) В щелочной среде
На закуску дарю небольшую подборку вариантов 30-х заданий ЕГЭ с хроматами-дихроматами. Попробуйте выполнить задания и написать ОВР методом полуреакций. Правильность написания ОВР можно проверить по готовым молекулярным уравнениям реакции.
Задание 30 (9 вариантов)
Из предложенного перечня веществ выберите вещества, между которыми возможна окислительно восстановительная реакция, и запишите уравнение этой реакции. Допустимо использование водных растворов веществ. Составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель.
1) гидроксид натрия, дихромат калия, хлорид бария, диоксид кремния, соляная кислота
K2Cr2O7 + 14HCl → 2KCl + 2CrCl3 + 3Cl2 + 7H2O
2) дихромат калия, сульфат меди, серная кислота, бромид калия, гидроксид алюминия
K2Cr2O7 + 6KBr + 7H2SO4 → Cr2(SO4)3 + 4K2SO4 + 3Br2 + 7H2O
3) карбонат бария, оксид меди (I), концентрированная серная кислота, гидрокарбонат натрия, дихромат натрия
Na2Cr2O7 + 3Cu2O + 10H2SO4 → 6CuSO4 + Cr2(SO4)3 + Na2SO4 + 10H2O
4) раствор серной кислоты, гидроксид меди (II), дихромат калия, диоксид кремния, сульфат железа (II)
K2Cr2O7 + 6FeSO4 + 7H2SO4 → K2SO4 + Cr2(SO4)3 + 3Fe2(SO4)3 + 7H2O
5) дихромат калия, сульфит натрия, нитрат калия, нитрат бария, аммиак
K2Cr2O7 + 3Na2SO3 + 4H2O → 2Cr(OH)3 + 3Na2SO4 + 2KOH
6) гидроксид калия, силикат калия, хромат калия, гидроксид лития, нитрит натрия
2K2CrO4 + 3NaNO2 + 5H2O → 2Cr(OH)3 + 3NaNO3 + 4 KOH
7) дихромат натрия, серная кислота, иодид натрия, силикат калия, нитрат магния
Na2Cr2O7 + 6NaI + 7H2SO4 → Cr2(SO4)3 + 3I2 + 4Na2SO4 + 7H2O
8) нитрат аммония, дихромат калия, серная кислота, сульфид калия, фторид магния
K2Cr2O7 + 3K2S + 7H2SO4 → Cr2(SO4)3 + 3S + 4K2SO4 + 7H2O
9) сероводород, хромат натрия, бромид натрия, фторид калия, серная кислота, нитрат магния
2Na2CrO4 + 6NaBr + 8H2SO4 → Cr2(SO4)3 + 3Br2 + 5Na2SO4 + 8H2O
Вы готовитесь к ЕГЭ и хотите поступить в медицинский? Обязательно посетите мой сайт Репетитор по химии и биологии. Здесь вы найдете огромное количество задач, заданий и теоретического материала и познакомитесь с моими учениками.