Все мы знаем об этой паре – поэт, хулиган и скандалист Сергей Есенин и американская танцовщица в стиле модерн Айседора Дункан. Их любовный роман и брак в классическом виде подаются как совершенство отношений двух творческих личностей. На самом деле есть некоторые факты, которые раскрывают личную жизнь поэта и танцовщицы совсем с другой стороны.
Легко разглядеть в их образах - черты обычных живых людей, которые ищут, ошибаются, грешат и и каются. Но в любом случае, проживают свою маленькую жизнь ярко и с надрывом, так, чтобы было что вспомнить через 100 лет потомкам. Но описывая свои отношения с Дункан в последней поэме Есенин напишет "Лживые жесты", а ее назовет "Женщиной сорока с лишним лет", которую приходилось называть "скверной девочкой".
Но обо всем по порядку.
Страсть закрутила влюбленных спустя пару часов после знакомства. Айседора, которая была на 18 лет старше, запускала руки в белокурую шевелюру Есенина и повторяла с акцентом «за-ла-тая га-ла-ва».
А он? Казалось, был тоже влюблен в эту крупную, зрелую женщину, обладающую финансами и влиянием, с разницей в возрасте в 18 лет. И огромным жизненным опытом.
Большинство современников поэта, вспоминая о нахлынувшей страсти, отмечают: Есенин определенно был влюблен в Айседору. Но ровно на столько, на сколько был способен, ведь сам по себе он не был страстным человеком (да, такие стихи мог писать человек, который и сам о себе говорил «я с холодком»). Айседора нравилась ему далеко не только как женщина.
Верный друг поэта Есенина Анатолий Мариенгоф в своей книге "Роман без вранья" (опубликован - тут) вспоминал:
"Есенин пленился не Айседорой Дункан, а ее мировой славой. Он и женился на ее славе, а не на ней - отяжелевшей, но красивой женщине, с искусно окрашенными в темно-красный цвет волосами. Ему было лестно", - писал Мариенгоф.
Айседора была очень известной танцовщицей, слава которой гремела на весь мир - она впервые в истории начала танцевать в стиле модерн: босиком, в легком греческом платье. Свои выступления она называла "танцы будущего" и говорила об их оздоравливающем воздействии. Публика наслаждалась и рукоплескала.
"Избалованная примадонна" - такой рисовала Дункан американская и европейская пресса. Но на самом деле судьба этой женщины была трагичной и за славу она платила с полна. В Париже погибли ее дети, и ей хотелось быстрей скрыться, чтобы придать забвению свою боль. В 1921 году ее пригласили в Россию для создания школы танцев для девочек. И она согласилась.
Московская жизнь действительно помогла, быстро захватив Айседору в свой холодный плен: женщина поселилась в шикарном особняке в Москве, стала посещать модные вечеринки.
Кстати говоря, Айседора исповедовала принципы свободной любви, но у нее не случалось необдуманных связей, все отношения строились в соответствии с чувствами.
В Есенина она влюбилась с первого взгляда и в этом не была оригинальна. Внезапная страсть к поэту накрывала почти всех мало мальски чувствующих женщин. Но случай с Айседоре был особым - ведь точек соприкосновения у поэта и танцовщицы было совсем не много. Им даже поговорить нормально не удавалось!
Айседора почти не знала русского языка, в ее словаре - десяток слов, а Есенин – ничего не понимал по-английски. Ее не могли сразить его стихи, разве что через тембр голоса.
– Он читал мне свои стихи, я ничего не поняла, но я слышу, что это музыка и что стихи эти писал гений, - признавалась танцовщица.
Роман Айседоры и Есенина разворачивался на глазах у многочисленной публики, но приятели поэта не одобряли его новую связь: они называли Дункан "старухой", постоянно сочиняли всякого рода сатирические стишки, кричали вдогонку паре:
Не судите слишком строго,
Наш Есенин не таков.
Айседур в Европе много -
Мало Айсетураков!
Несмотря на осуждение окружающих, Есенин был уверен в своем выборе и решил оформить отношения официально.
Айседора ликовала, но ее смущала разница в возрасте. Перед самым бракосочетанием она попросила переводчика исправить дату ее рождения в паспорте, сократив разницу в годах с 18 лет до 9 лет. "Ему может быть неприятно, если это увидят чужие люди", - смущенно шептала невеста Есенина переводчику.
Супруги расписались в мае 1922 года и почти сразу уехали в путешествие по Европе. За границей почти сразу Есенин почувствовал себя не в своей тарелке. Это в Москве его грело общество, где он знал всех, а его стихи на ура звучали во всех модных местах, собирая многочисленные овации. А что в Европе? Заголовки газет только и пестрели: "Великая Дункан выбрала себе в мужья русского мужика".
После таких статей Есенин кричал в отчаянье: — Выпить хочу! Найди водки!
Сердце какого поэта способно пережить забвение в тени жены? Есенин начал пить, ревновать, несколько раз поколотил Айседору. Влюбленные разбегались, а потом снова сближались, признаваясь друг другу в любви. Но не было дня - чтобы не поссорились. Все начали уставать.
Вскоре Есенин осознал, что в руках Айседоры он всего лишь утешитель, молодой привлекательный мужчина, но ни денежно, ни в смысле славы она помочь ему не в состоянии.
Кстати говоря, во время путешествий с Есениным Айседора вела слишком роскошную жизнь и растратила крупные суммы. В результате, Сергей Александрович уже жаловался друзьям, что с финансами все оказалось совсем не так, как ему представлялось первоначально. И приходится во многом себя ограничивать.
Поведение молодого мужа все ухудшалось, супруги уже увлеклись "горячительным совместно" и после одного из визитов в Москву, Дункан отправилась обратно уже в одиночестве, но окончательного разрыва не произошло.
Правда, Есенин на родине не скучал и быстро нашел утешение в объятиях бывшей возлюбленной Галины Бениславской, первое время скрывая правду от жены. Ей он продолжал писать пламенные послания:
"Милая Изадора (так Есенин называл Айседору) Я не могу приехать, потому что очень занят. Приеду в Италию, люблю тебя. Бесконечно твой, Сергей".
Но потом совместно с Галиной все-таки придумал последнюю телеграмму, чтобы окончательно вырваться из удушающих его отношений: «Я люблю другую, женат и счастлив!»
Конечно, он не собирался жениться на Бениславской, но совместно они решили, что объявить Айседоре о новой свадьбе было бы надежней.
Расставшись с Айседорой, Есенин, кажется, так и не смог изменить свой образ жизни, да, видимо, и не пытался: разгулы, вечеринки, слишком много горячительного.
А перед самым уходом из жизни в своей последней поэме "Черный человек" Есенин посвятит Айседоре вот эти строки:
Был он изящен,
К тому ж поэт,
Хоть с небольшой,
Но ухватистой силою,
И какую-то женщину,
40 с лишним лет,
Называл скверной девочкой
И своею милою.
Счастье, — говорил он, —
Есть ловкость ума и рук.
Все неловкие души
За несчастных всегда известны.
Это ничего,
Что много мук
Приносят изломанные
И лживые жесты.
Вот такая была любовь между поэтом, скандалистом и хулиганом Сергеем Есениным и танцовщицей Айседорой Дункан. А вашему вниманию были представлены некоторые факты об их браке.
Ставьте "палец вверх", подписывайтесь, комментируйте, ищу и публикую самые интересные и поучительные факты о классиках литературы.