Найти тему
gonna_go

Путешествие по Терскому берегу.Часть 4. На борту.

Пока Андрей таскал вещи на борт, я занялась регистрацией, а заодно решила осмотреться. Внутри все выглядело очень прилично и чисто, но не стоило ожидать особых изысков, теплоходу-то более сорока лет, соответственно и интерьер у него остался еще с советских времен. Наверняка вам приходилось замечать, что у каждого дома есть свой запах, вот и "Клавдия Еланская" имеет свой. Как только я зашла на борт, мне ударил в нос сладковатый запах тушеной капусты вперемешку со старой фанерой или ДСП. Похожий запах до сих пор можно уловить в детских садах. Этот запах не был неприятным, он скорее наоборот оживлял какие-то далекие воспоминания о детстве. По этой причине меня всю дорогу одолевало навязчивое желание поесть щей из кислой капусты, я каждый день думала о проклятых щах!

Мы заселились в 4-местную каюту, в которой нас поджидало нечто странное. Первым делом я пошла проведать туалет, из которого на меня вытаращился унитаз со всплывшей по самую крышку рыже-коричневой водой (или не водой...). Я не падаю в обмороки от подобных превратностей судьбы, но это было чертовски странно. Мне удалось выловить снующую неподалеку уборщицу, которая быстро нашла сантехника, который все быстро починил. В какой-то иной момент жизни меня бы, наверное, возмутил подобный, внезапно всплывший, подарочек, но наша поездка с самого начала сопровождалась всякими несуразностями, поэтому ничего не оставалось, как похихикать над этим.

Сама каюта была похожа на купе поезда, но была несколько шире. Спальные места располагались сверху и снизу. Некоторое время мы ждали, что к нам кто-нибудь подселится, но этого, к счастью, не произошло, поэтому для сна мы облюбовали верхние полки, а на нижние сложили кое-какие вещи. В каюте был иллюминатор, который можно было открыть и просунуть туда голову, например. Самым противоречивым элементом в каюте было радио. Мы сразу же его включили, и из него донесся адовый блатняк, который просто не оставил нам выбора. У нас была припасена чекушка водки, которая под характерные ритмы и мотивы открылась сама собой. А еще я накрыла поляну, и мы восхитительно отобедали. За бортом сырело и холодало, а в каюте было тепло и сытно. Мы устроились на верхних полках и погрузились в атмосферу "неименуемой" космогонии старины Говарда Лавкрафта.

-2

Высадка затянулась. Теплоход шел по маршруту Мурманск-> Островной -> Чаваньга -> Тетрино -> Чапома (наша остановка), но когда мы плыли в сторону Чапомы, на бортовой номер позвонили и сообщили, что кого-то забыли забрать из Тетрино. Маршрут социально значимый, поэтому пришлось поворачивать назад. Короче говоря, там немного замешкались, тут замешкались, а если суммировать все наши потерянные дни в Мурманске и на теплоходе, то получилась почти неделя! А мы планировали выделить день для похода на Чапомский водопад, полноценно отдаться рыбалке, которой славится Терский берег, а после вернуться в Мурманск и отправиться в Дальние Зеленцы. Этому не суждено уже было исполнится, отпуск хоть и был длиннее обычного, но все же не вечным.

-3

А раз уж мы немного застряли в море, то нужно было себя чем-нибудь развлечь. Чтобы хоть как-то разнообразить свои дни, мы постоянно двигались: то поднимались на палубу и гуляли, то рассматривали на горизонте деревушки, маяки и прочие объекты, то что-нибудь фотографировали. Изучая закоулки теплохода, выяснилось, что есть кинозал и ресторан, но к сожалению все это было в нерабочем состоянии. Перед тем, как сойти на берег, нами был случайно обнаружен еще и тренажерный зал, который вроде бы как даже работал. Стало досадно, что мы нашли его так поздно.

Почти всю дорогу шел дождь, поэтому, когда на палубе становилось совсем уж противно, мы спускались поживиться чем-нибудь в местный бар.

-4

Там я подружилась с барменом, который рассказывал немного о теплоходе, немного о своей жизни, а еще обеспокоенно вздыхал, выражая сомнение по поводу нашей затеи проехаться на велосипедах по Терскому берегу. Честно говоря, беспокоился не только он. Некоторые пассажиры, с кем нам удалось познакомиться на борту (местные жители тамошних деревень) очень удивлялись, когда слышали о наших планах, пророча нам тащить велосипеды на себе, потому что дороги там такие, что проехать едва ли можно на квадроцикле.

-5

Подавляющим большинством пассажиров на "Еланской" были жители ЗАТО "Островного", в котором случилась стоянка почти на целые день. Там многие сошли на берег. Люди сгружали вместе с собой самые разнообразные вещи - от стройматериалов до автомобилей. Мы молча наблюдали за этим с палубы, так как выход с теплохода был разрешен только для местных жителей, а сам ЗАТО "Островной" является до сих пор закрытой территорией, подъезд к которой возможен только с моря, ж/д и автодороги отсутствуют.

Пассажиры сходят на берег в ЗАТО "Островном" ( это место также называют Гремихой)
Пассажиры сходят на берег в ЗАТО "Островном" ( это место также называют Гремихой)
ЗАТО "Островной"
ЗАТО "Островной"

Порыбачить нам удалось лишь раз. Когда в ЗАТО "Островной" была долгая стоянка, бармен любезно угостил меня креветками для рыбалки и пригласил на нижнюю палубу. Оказалось, что там уже рыбачили некоторые члены экипажа. Так как рыбаки мы так себе, то на месте оказалось, что и наживка у нас не та, и крючков с грузилами нет. Один из членов экипажа Константин и грузила нам дал, и крючки, и вообще показал, как всё это добро правильно установить. Мы закинули свою удочку вместе со всеми, и даже поймали несколько маленьких рыбок.

-8

Пока ловили, мимо проплыла нерпа. Один из матросов обругал ее "черной сволочью", потому что, по его словам, если приплыла нерпа, значит, улова не будет. В чем-то он был прав, ведь улов был ну совсем небольшой. Тем временем стемнело, мы смотали удочки и отправились в каюту.

Чем ближе высадка, тем томительнее было ожидание. Мы, честно говоря, не знали, чем себя еще занять. А еще это проклятое радио устроило пытку для моих нежных музыкальных ушей, потому что каждый день включали один и тот же альбом "Мурзилки International" по всем приемникам "Еланской". Таким образом, у себя мы радио выключали, но когда приходили в бар, там играли те же рвотные песни-пародии душераздирающими голосами: что-то типа "Ты забыл штаны", "Если хочешь нажраться…", "Люби меня по-чукотски". Грустная ирония в том, что подобные вещи запоминаются после одного прослушивания, так что этот кошмар разъедал мой мозг даже при выключенном радио.

-9

Как пройдет высадка, мы примерно уже знали. Посчастливилось наблюдать забавную картину посадки забытых пассажиров из д.Тетрино. К спущенному трапу подплыла крошечная лодочка, которую то и дело подкидывало волнами. Об этот трап легко можно было удариться спиной или головой, поэтому нужно изловчиться и запрыгнуть на трап тогда, когда лодка подлетает вверх. В этой лодке подвезли к трапу двоих стариков. Первым залез дед, второй пошла бабка. Как любая уважающая себя бабка, она перекрестилась перед трапом. Лодку мотало из стороны в сторону, лодочник ловко подсадил бабку и подбросил вверх, а матрос с "Еланской" поймал и почти как котенка втащил на трап. Теплоход качается на волнах, трап трясет, бабка боится, с колен встать не может, матрос ее под руки тащит. Так она почти на четвереньках и вползла на борт. И смех и слезы!

-10

Наша высадка тоже осуществлялась в открытом море, потому что побережье Терского берега слишком мелкое для подхода судна. Система высадки пассажиров устроена таким образом, что с берега обязательно должен кто-то встречать на лодке. Местные договариваются со своими лодочниками, которые приплывают к теплоходу. Мы ни с кем не договаривались заранее, из-за чего немного нервничали, так как было неясно, кто нас возьмет с велосипедами на борт лодки. Но когда сгрузили чапомцев, член экипажа, который заведовал этим мероприятием, попросил лодочников захватить еще и нас. В одну лодку мы естественно не поместились, поэтому плыли друг за другом.

Если честно, на лодки это походило едва ли. Скорее это были два деревянных корытца с моторами. Моя лодка была примечательна тем, что в нее откуда-то попадала вода, а лодочник вычерпывал ее старой кастрюлей. Несмотря на это, мы ловко миновали небольшие волны и быстро были доставлены на берег. Поглазеть на чокнутых туристов с великами вышли оставшиеся пассажиры "Клавдии Еланской". Было волнительно и весело, а еще нам махали руками и снимали на телефоны.

Понимание того, что назад дороги нет, пришло, когда я увидела отдаляющийся белоснежный теплоход, а впереди чужой, почти дикий берег и неизвестность.

-11

Итак, мы сошли на берег в Чапоме в районе 19 часов. Деревня названа так из-за одноименной реки, которая впадает в Белое море. Пока лодочники не разбрелись по домам, мы сразу же попросили перекинуть нас на другой берег речки. За переправу с нас денег не взяли.

Многие лодочники одеты в вейдерсы. Не трудно догадаться, почему.
Многие лодочники одеты в вейдерсы. Не трудно догадаться, почему.

Дело близилось к закату, а мы только начали сбор велосипедов. Вообще-то собирал их Андрей, пока я с фотоаппаратом охотилась на толстенькую нерпу, которая грела круглые бока на закатном солнышке.

Нерпу я так и не поймала, как ни подкрадывалась. Она заметила меня и уползла в воду, оставив  только свои следы.
Нерпу я так и не поймала, как ни подкрадывалась. Она заметила меня и уползла в воду, оставив только свои следы.

Покончив со сборами, погрузили сумки и попытались поехать. Но не тут-то было! Мы вязли в песке. Пришлось идти пешком и волочь за собой груженые велосипеды. С непривычки показалось, что они ужасно тяжелые, поэтому стало как-то сразу грустно, ведь неизвестно, как долго придется их тащить.

К счастью, дорога очень скоро вывела на берег, где вовсю господствовал отлив, оголивший уплотненный песок, по которому мы помчались, не веря своему счастью с криками : "Заработало! Едем же!". Наполнила эйфория первого впечатления и ощущения того, что мы наконец-то добрались до стартовой точки нашего маршрута. Вот он, Терский берег, который еще вчера казался всего лишь отметкой на карте, а сегодня мы мчим по нему на велосипедах, вокруг лежат морские звезды, белеет морская пена, кружат чайки и накатывают волны Белого моря.

После прилива на песке беспомощно лежали морские звезды
После прилива на песке беспомощно лежали морские звезды
Если приглядеться, можно увидеть полоску тумана, застилающую берег
Если приглядеться, можно увидеть полоску тумана, застилающую берег

Незаметно подкрался глубокий вечер, подступила темнота, пришла сырость и густой туман, какой нечасто увидишь даже в сыром Петербурге. В воздухе натурально носились крошечные водяные брызги. Мы вымокли моментально. Нужно было становиться на ночлег.

-16

Чапомцы еще в деревне посоветовали остановиться в тоне* Лудка, так как она с печкой, что было очень кстати. Радость от того, что все так удачно началось, еще не прошла, а еще мы затопили печь, вкусно поужинали чечевичной похлебкой и легли спать почти на настоящие кровати. Теперь-то можно сказать, что путешествие началось!

Спички, сахар, газ, масло, патроны - это далеко не все, что можно найти уставшему путнику в тонях.
Спички, сахар, газ, масло, патроны - это далеко не все, что можно найти уставшему путнику в тонях.

*тони - небольшие деревянные домики, построенные рыбаками или охотниками, которые служат ночлегом или укрытием во время плохой погоды. В нем часто хранят снасти, инструменты, еду и пр. Понять, что тоня свободна очень просто. С давних пор и по сей день в этих местах дома не закрывают на замок, а припирают палкой. Если палка приставлена – тоня готова принять вас на ночлег.