Сегодня мало кто знает, что такое Монголия. А ведь это гигантская территория Дальнего Востока. Восемнадцатое место по размеру из стран мира! Когда-то, благодаря политике товарища Сталина, Монголия почти стала Советской. Сегодня она всё больше подпадает под влияние Китая и скоро фактически, если не на бумаге превратится в его провинцию.
Давайте вспомним что связывало СССР и Монголию в довоенные годы. Скажем пару слов и о "монгольском Сталине" - прославленном маршале Хорлогийне Чойбалсане.
Череда жестоких переворотов
К началу двадцатого века Монголия подошла вполне феодальным, отсталым государством. Да в общем как и Россия. И это государство рухнуло под весом своей прогнившей аристократии и чиновничества. Рухнуло с большим треском.
1911 год - революция Синьхай. Вроде как боролись за народное счастье против китайских оккупантов. Только в итоге на трон залез монгольский "поп Гапон" - буддийский лама Богдо-гэгэн за номером восемь.
А дальше несчастный монгольский народ попадает в бессмысленное колесо военных переворотов и натурального бардака. Нет, это даже не похоже на Гражданскую Войну, бушующую в России. Это натуральное Смутное время с интервентами, магнатами и самозванцами.
1915 год - китайские власти "стальной рукой в мягкой перчатке" устраивают монголам "перестройку" вместе с "перезагрузкой". Пока всё мирно, заключается Кяхтинский договор о дружбе.
Китай обещает монголам автономию с широкими правами, вечную дружбу и мир. Только вернитесь, разрешите поставить "небольшие" дружественные воинские контингенты. И всё будет хорошо.
Разрешили. Через четыре года эти контингенты пинком под зад выкинули с трона Богдо-гэгэна. А китайский генерал Сюй Шучжэн развязал натуральный карательный поход против мятежной провинции. Начинается китайская оккупация, ни о какой автономии речи уже не идёт!
Год 1921-й. В Монголию вторгается дивизия барона Унгерна. Этот белый генерал совершенно искренне считает себя новым Чингисханом и грезит об империи до последнего моря.
Это новая напасть - теперь монгольская столица Урга оккупирована русскими белогвардейцами. И снова показательные расправы. Впрочем, когда на горизонте показались Красные, барона сдали свои же.
Оставили связанного "нового Чингизида" в степи в качестве откупных красной гвардии и разбежались кто куда. Подарок наши не приняли, судили и расстреляли за то, что успел наворотить.
А потом в Монголию пришла Красная Армия и, называя вещи своими именами, принялась наводить порядок. Бандитские отряды переловили, поток наркотиков через границу пресекли, буддистских монахов отстранили от власти.
И начали строить школы и больницы, чего до них никто и никогда не делал. К 1942 году большевики в Улан-Баторе даже оснуют первый монгольский университет! Так в 1924 году Монголия стала Народной республикой!
Впрочем, судьба нынешней Абхазии или Крыма не минула и монголов. До самого конца Великой Отечественной мы были единственными, признавшими право монголов жить самостоятельно. Весь остальной "цивилизованный" мир по прежнему считал Монголию мятежной провинцией Китая.
Монгольский "Сталин" Чойбалсан
Собственно, большая часть советской истории Монголии связана с именем революционного маршала Чойбалсана. Его путь довольного похож на путь советского вождя.
Поступает почти в семинарию - в духовную школу при буддийском монастыре. И точно так же недоучился, вступил в марксистский кружок. Именно там он получает революционное прозвище Чоно - Волк!
Тянется к знаниям, учился у нас в Иркутске на учителя. Много читает марксистской литературы. Выступает одним из лидеров монгольской революции.
Работы, на которые бросали толкового волчонка, самые разнообразные. Для революционных времен - обычная история. Хоть Че Гевару вспомнить - от министра сельского хозяйства, до министра финансов. И лично тростник на комбайне убирал.
Так и Чойбалсан не только революционный маршал и командир освободительной армии. Он и главный дипломат Монголии, и глава жандармов, и первейший организатор скотоводства.
Как и Мао, Чойбалсан был последовательным сторонником Сталина. Сохранили бы Сталинскую политику - быть бы Монголии - Монгольской ССР в составе Союза. Но на такое у Хрущева соображалки не хватило.
После двадцатого съезда вместе со Сталинским "культом личности" осудят и маршала Чойбалсана. И точно так же, выкинут из мавзолея.
А ведь именно Чойбалсан вместе с Жуковым воевал на Халхин-Голе. Бил японскую Квантунскую армию после нашей Победы над Германией.
Кстати и в Великую Отечественную бедная Монголия помощь СССР оказывала вполне ощутимую. Помните белые овчинные полушубки, в которых так любят фотографироваться современные реконструкторы? Это монгольский подарок к битве под Москвой.
Равно как и крепкие выносливые монгольские лошадки. Особенно в начальный период войны - совершенно неоценимая штука для военной распутицы.
Простыми людьми из монгольских степей собраны деньги для создания советской авиаэскадрильи "Монгольский Арат". А также построено более полусотни танков для танкового полка "Революционная Монголия".
Кстати, это не мелочь. Сорок четвертая гвардейская танковая бригада, включившая в себя монгольские танки, станет первым из танковых подразделений, вышедших к Берлину в апреле 1945 года. И впереди будет грозно катиться танк с большими белыми буквами "Маршал Чойбалсан".
Увы, Монголия так и не стала советской, постепенно страны отдалились друг от друга. Зато в конце восьмидесятых годов монголов ждала своя перестройка и своё погружение в дикий капитализм.
Символично, что в 1991 году, в год распада Союза, прекратится история и революционной Монголии. Монгольская республика уже и на бумаге перестанет быть Народной.