Картины Сурикова мы знаем со школьной скамьи. Возможно, это мешает нам посмотреть на его полотна свежим взглядом и восхититься. Его картины всегда масштабные, большие, множество героев. Каждый герой это законченный персонаж, каждый из них на картине не просто так, они все создают композицию, которая выверена мастером в мельчайших подробностях. Ну и, конечно, у каждого полотна Сурикова есть настроение.
С детства мы знаем эту картину, но не все из нас знают про ужасы раскола русской церкви и героизм боярыни Морозовой.
Феодосия Морозова была закована в кандалы и позорно провезена по Москве. Этот момент изобразил Суриков на своем полотне. Что предшествовало этому событию?
Середина 17 века. Царь Алексей вместе с патриархом Никоном проводят реформу, которая должна унифицировать церковные обряды по греческому образцу. Незначительные изменения, на наш взгляд: креститься 3 пальцами, а не 2, писать «Иисус» вместо «Исус» и др., - раскололи русский народ. Боярыня Морозова, представительница одной из 16 наиболее знатных семей Руси (поэтому ее не казнили, а уморили голодом), поддержала старые обряды. Феодосию пытали на дыбе. На ее допросе присутствовал царь, при котором она отказалась стоять и весь допрос провисела на руках стрельцов. После пыток она не покорилась, и когда ее провозили по Москве, трясла цепью и крестилась демонстративно 2 пальцами.
Хотите узнать больше о русской живописи 19 века?
Скачивайте мою онлайн-лекцию "Русская живопись 19 века: передвижники против классицизма"
Многие монастыри в протест реформе устраивали массовые самосожжения, до 3000 человек, а царь благодаря церковной реформе уже точно знал, кто подчиняется ему, а кого нужно казнить.
Увидеть эту легендарную картину Вы можете в Третьяковской галерее в Москве.
Еще одна историческая картина Сурикова, а он был как раз художником-историком, более интимная - "Меншиков в Березове". На этом полотне художник изобразил правую руку Петра I в изгнании. Это великий человек, деятель государственного масштаба, заточенный в крошечную избу. Несоответствие размеров избы и Меншикова не ошибка, это сделано специально.
После смерти Петра в результате дележки власти Меншикова отправили в ссылку в Сибирь. По дороге умерла его жена, и семья была вынуждена похоронить ее в Казани. В Сибири свои дни окончил не только Меншиков, но и его старшая дочь. Именно в ее образе Суриков изобразил Свою жену Елизавету Шаре.
“Взятие снежного городка” - одна из самых известных работ. Картина дарит нам веселье, чистую радость, смех. Сразу хочется поваляться в сугробах, слепить снежную бабу, вспомнить детство, одним словом. И Сурикову эта картина дала второе дыхание.
Незадолго до работы над этим полотном скоропостижно умерла его любимая жена. Художник с детьми поехал в родной Красноярск. Идею написать эту народную забаву подсказал мастеру его младший брат, чтобы вывести художника из глубочайшей депрессии после смерти жены. В усадьбе Суриковых была построена снежная крепость, из деревни Базаиха пришли крестьяне помериться силушкой. Мужчины делились на две команды: одна защищала крепость, другая осаждала. Бой шел недетский, часто игрище заканчивалось травмами. Ох, уж эти русские мужики!