Среди нескольких держав, которые приняли участие в интервенции, были и США. Но в отличие от французов и англичан, которые, по большей части, находились на юге и севере России, американцы «кучковались» на Дальнем Востоке, охраняя склады и железные дороги. США стремились выдавить из данного региона японцев, которые согнали на Дальний Восток десятки тысяч (!) солдат собственной регулярной армии.
Японцы, кроме того, поддерживали нескольких местных атаманов, которые под покровительством самураев вели полномасштабную войну с партизанами, которая отличалась жестокостью. Американцы же хорошими отношениями с белогвардейцами и казаками не прославились — последние не доверяли янки, считая их двуличными «демократами».
Американское же военное командование было на удивление лояльным: историкам известно не так уж и много военных операций, в которых принимали активное участие контингенты из США. Чаще же командиры предпочитали закрывать галаза на активность партизан, заключая с ними соглашения в стиле «мы вас не трогаем, а вы по-крупному в наших районах не шалите».
В принципе, американцев в данной ситуации понять можно: дело в том, что рядовой состав сил интервентов хотел домой, в родные Калифорнии и Флориды, а не околачиваться на неприветливых землях Дальнего Востока. Потому боевой дух янки оставался краней низким, несмотря на отличное вооружение и неплохое снабжение.
Наиболее интересным лично для меня событием, которое наглядно показало отношение американских солдат и офицеров к своим задачам, стал случай на железнодорожной станции Свиягино. А дело было так.
В 1919 году партизанское движение возрастало. Люди были недовольны колчаковскими властями, но особенно их бесили самостийные атаманы (такие личности как Г. М. Семенов, И. П. Калмыков и т.п.).
Партизаны, однако, нуждались в продовольствии, так как кормить большую массу людей в подполье было особо нечем. Потому летом и произошел инцидент на станции Свиягино: партизаны разработали операцию нападения на склады с продовольствием, которые находились под охраной совсем небольшого отряда белогвардейцев и формирования американцев покрупнее.
Партизаны быстро окружили станцию. И тут началось интересное кино: белые, осознав, что их маловато будет, попросту ушли, покуда кольцо не замкнулось, без сопротивления. Впрочем, американцы поступили еще веселее: покуда партизанены опустошали склады с нямкой, бравые янки спокойно сидели по казармам, будто ничего и не происходит вовсе. Стоит отметить, что многие рядовые амриканцы и вовсе сочувствовали социалистическим идеям.
Дело же на станции Свиягино окончилось куда как лучше: партизаны получили пищу, но никто не погиб. Что еще интереснее, командир этого американского отряда, капитан по фамилии Фентрис, отправил письмо этим самым партизанам, в котором просил предупреждать о таких акциях заранее. Мол, вы приходите, забирайте что хотите, мы вам мешать не будем. Главное, чтоб все наши солдаты успели подготовиться, чтоб никто не нароком не выстрелил. А так, мы вас понимаем. Кроме этого, Фентрис убеждал партизан не уничтожать железную дорогу, только и всего.
А теперь самое интересное: есть версия, что Фентрис отправил подобное письмо еще ранее, до нападения партизан на станцию. По крайней мере, белогвардейская контрразведка полагала именно так.
Тем не менее, на фоне всех жестокостей ужасной Гражданской войны, такие интересные взаимоотношения американских интервентов с красными партизанами вызывают у меня чуть ли не умиление... С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте.