Задачу о восьми ферзях на шахматной доске пробовали решить, вероятно, все, кто знает, как ходит ферзь. Эта довольно сложная математическая и игровая головоломка была изучена и описана знаменитыми математиками в середине 19 века. Найдены были 92 решения задачи и доказано, что других вариантов быть не может.
Напомню условия задачи: на шахматной доске необходимо расставить 8 ферзей таким образом, чтобы они не смогли убить друг друга. Мне довелось изучать азы шахматной игры в Доме пионеров, и мой первый тренер ставил перед новичками такую задачу уже на первых занятиях, едва показав правила передвижения фигур.
Естественно, с первой попытки никто задачу не решал. Как, впрочем, и со второй, пятой или двадцатой. Тренер решения не давал сравнительно долго, и месяц-два мы на занятиях занимались его поиском.
Те, кто находил ответ в шахматных книгах, пытались выдать решение за самостоятельное, - тогда преподаватель предлагал найти ещё как минимум три-четыре варианта ответа. Мы, не задумываясь, вновь приступали к поиску решений и, настоящее чудо, - самостоятельно делали математическое открытие, находили ответы.
Это были уже не совсем шахматы: для нахождения ответа надо было просто подключить логику, а не искать ответ "методом тыка", - простым перебором вариантов расстановки ферзей. Кстати, примерное количество вариантов механического перебора вариантов составляет 40000 - это сделать сложно, долго и скучно. А суть "открытия" в следующем: достаточно было повернуть доску три раза под прямым углом - и вот они, три новые позиции с правильным ответом. Ещё одно решение: расстановка на доске зеркального отражения фигур.
Главное не в том, что мы узнали решение задачи, а в том, что нам понравилось мыслить логически, самостоятельно формулировать сложные логические выводы. Так тренер прививал нам интерес к логике, математике через великолепную игру - шахматы.
Попробуйте решить эту задачку с ребёнком: вы многое узнаете о его способностях к логическому мышлению, увидите внутренний настрой к преодолению трудных задач. Пусть он не сможет найти решение, - достаточно увидеть вспыхнувшие интересом глаза ребёнка. Если они загорелись, - пора отдавать его в шахматную секцию.