Иногда татуировки выражают гражданскую позицию. Рассказываем про военные и антивоенные тату.
ВОЙНЫ И АРМИИ
Пётр I привёз в Россию не только картошку и тюльпаны, но и моду на татуировки. Сначала среди военнослужащих. Рекрутёрам на запястье выбивали крест или личный номер и засыпали порохом. Процедура не самая гуманная, но помогала опознавать убитых солдат.
К XX веку татуировка стала любимым развлечением военных, а иногда совсем и не развлечением. В британской армии дезертиров клеймили позорной татуировкой в виде буквы «D».
В Советском Союзе татуировка осуждалась — с 1907-го и вплоть до Великой отечественной. Во многом потому, что ещё в 1910-ых годах татуировка стала отличительным признаком воров. Уголовники да моряки — главные носители наколок в СССР.
Во время Второй мировой войны татуировки делали, чтобы продемонстрировать верность стране. Советские солдаты кололи пятиконечные звёзды, серп и молот и портреты Сталина, а, например, эсесовцы — сдвоенные руны. После войны на телах советских граждан осталось так много татуировок, что гонять за них стало как-то глупо. Татуировка как знак принадлежности к определённому роду войск превратилась в тренд. У всех перед глазами пронеслись гордые «За ВДВ»?)
ПРОТИВ ВОЙНЫ
После Второй мировой общество устало от войны. Антимилитаристские настроения задавали тон — отсюда и соответствующие татуировки. В 1958 году британский художник Джеральд Холтом для марша Комитета прямых действий против атомной войны создал символ «пацифик». Очень быстро пацифик превратился в символ борьбы против Вьетнамской войны, а потом и в целом в символ мира.
В 60 и 70-ые годы тут и там вспыхивали контркультурные молодёжные движения. Битники делают японские татуировки, футбольные болельщики наносят эмблемы любимых команд, рокеры — конфедератские флаги и черепа. Татуировка становится культурой, а не меткой солдат и дезертиров.
СЛОЖНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ
Интересно, что иногда грань между двумя позициями смывается. Полузащитник «Манчестер Сити» Рахим Стерлинг недавно сделал на ноге тату с винтовкой. Намерения у него были благие: когда Рахим было два года, его отца застрелили на улице. Вв зрелом возрасте он пообещал никогда не прикасаться к оружию и потому сделал такую татуировку.
Парня не поняли и стали разносить в соцсетях и не только. Активисты организации «Матери против оружия» и вовсе потребовали изгнать футболиста из сборной. Такие вот двойные стандарты. Или глупость.