Все знают о существовании во времена гражданской войны красного террора, которым занимались ВЧК, ревтрибуналы, ревкомы, Красная Армия, комбеды и другие органы советского революционного управления, для них террор был одним из главных средств борьбы с контрреволюцией. Более того, его существование не отрицалось советской властью, курс на массовый террор поддерживался ею. Но что мы знаем о белом терроре, существовал ли в период гражданской войны этот вид террора, практикуемый антибольшевистскими силами?
Начнем с того, что согласно современному пониманию террор – акт устрашения, сопровождающийся внесудебными расправами, грубыми нарушениями прав человека. Жертвами террора становятся не только противники, но и случайные люди. Во время террора практикуются массовые пытки и казни. По поводу белого террора сложилось несколько версий: одна часть исследователей считает, что красный террор возник как ответ на белый, другая – что существовал только красный террор, а белый носил эпизодический и непостоянный характер. Однако те и другие подтверждают существование белого террора, так как одностороннего террора, в принципе, существовать не может. Вопрос лишь в масштабе применявшегося антибольшевистскими силами террора.
Белый террор, в отличие от красного, не проводился официально, но фактически существовал и применялся достаточно широко. О существовании белого террора свидетельствуют разного рода документы, дневники, сохранившиеся в письмах воспоминания очевидцев и т.д. Известно, например, о специальном постановлении правительства А.В. Колчака о широком применении смертной казни. В правительстве А.И. Деникина действовали военно-полевые суды, было узаконено право офицерской расправы над нейтрально настроенным населением. В подконтрольном П.Н. Врангелю Крыму практиковались внесудебные расстрелы. Кроме того, после боевых действий нередко осуществлялись расправы с военнопленными, пытки, массовые расстрелы крестьян и рабочих и многое другое.
Не забывайте подписываться на канал, писать комментарии и ставить лайки. Мы будем рады любой обратной связи от читателей.