Итоги Крымской войны для России нельзя назвать утешительными. В состоянии кризиса пребывало все: власть, армия, общественное сознание. Правительству Александра II, еще и не успевшему адаптироваться во власти, досталась доля незавидная. Требовалось перекраивать на новый манер абсолютно все. Причем каких-то приоритетных попросту не существовало. Замене подлежало слишком много конструкций.
Чести ради стоит заметить, что правители с преобразованиями не тянули. Но приходилось распыляться слишком по большому фронту, а каждое из нововведений требовало немалой подготовки, поэтому часть преобразований вышла кургузой и неполной. Как печально знаменитое Положение 1861 года. Хотя где-то получилось провести варианты реформ в том виде, какими их представили разработчики. Так получилось с преобразованиями Д. А. Милютина – военного министра с 1861 года.
Тут важно отметить, что сам автор-реформист, будучи боевым офицером (воевал на Кавказе) и преподавателем Императорской военной Академии (профессор), приступил к изменениям не с кондачка. О необходимости перемен он писал еще до войны, поэтому имел тщательно проработанный план, частично обоснованный ранее в самых разных теоретических работах. Поэтому новый министр понимал что делал и настойчиво требовал от подчиненных исполнения распоряжений неукоснительно.
Прежде всего стоит понимать, что Милютин был по складу характера либералом. И человеком масштабного мировоззрения. А потому все его реформы отличались здравым смыслом и проработанностью.
Все реформенные мероприятия той поры можно отнести к двум сферам: технической и организационной. С технической стороной все просто. Прежде всего все гладкоствольное менялось на нарезное и все дульнозарядное – на заряжающееся с казны. Сначала капсюльную винтовку, введенную предшественниками министра, стали менять на переделанные Барановского и игольчатые Карле. Потом их, в свою очередь, стали вытеснять более совершенные Крнка и Бердана. Именно при Милютине появились известные Смит-Вессоновские револьверы и два образца картечниц – Гатлинга и Барановского.
В артиллерии широкое распространение получила нарезная дульнозарядная пушка Маиевского 1857 года. В сущности, мало отличимая в плане технологии производства от распространенной тогда системы Дальгрена, но с "более совершенными обводами" – Маиевский разработал интересную теорию расчета давления пороховых газов при выстреле, что позволило очень точно рассчитать необходимую толщину стенок ствола в зависимости от удаления от казны. Так что пушка получилась относительно легкой – если сравнивать с большинством орудий схожих возможностей.
Также проходили опыты со скорострельной артиллерией – пушка Барановского, ставшая прообразом всех полевых скорострелок последующих эпох, приняли именно тогда.
Но куда впечатлительнее оказалась организационная сторона реформы. Прежде всего, стараниями Милютина исчезли все суровые телесные наказания – шпицрутены и другие ужасы солдатской службы. Детально проработали судопроизводство и максимально исключили произвол на местах. Стало больше уделяться внимания образованию солдата. Ввели солдатские читальни и обучение грамотности рядового состава.
Рекрутская служба сменилась всеобщей воинской повинностью – без сословных различий. В армию попадали не все – по жребию. Но жребий этот тянули все военнообязанные. Служили в сухопутных войсках 6 лет, а потом еще 9 числились в запасе. А во флоте срок службы составлял 7 лет и 3 в запасе.
Понимая, что интеллектуальный ресурс может тоже играть роль стратегического, предусмотрели льготы, основанные на образовательном цензе. Выпускникам начальной школы приходилось служить 3 года, при наличии среднего образования срок сокращали до полутора лет, а тем, кто окончил вуз – всего полгода (первоначально вообще хотели снизить до 3 месяцев). Такой подход позволил снизить нагрузку на бюджет при общем наращивании оборонного потенциала. Количество вооруженных сил в мирное время резко сократилось, что удешевило их для государства. Но вот мобилизационный резерв увеличился в разы. И теперь, в случае военной нужды, дополнительные части не формировались заново, как раньше, а разворачивались за счет резервистов. И процесс этот занимал уже не полгода, как раньше, а всего месяц – это при реализации его в полном объеме.
Вся страна поделилась на 15 округов. Детально была проработана и отлажена система взаимодействия и оповещения. Так улучшили управляемость.
Кардинально переделали систему подготовки кадрового состава. Часть кадетских корпусов заменили военными гимназиями. В них уже не было выявленной специализации, как раньше. Просто воспитаннику давали массу нужных знаний, из которых он сам мог позднее выбрать нужные. Примерно так сейчас работает цепь "институт – работа".
При Милютине создали юнкерские училища, где уже проходила специализация будущих военнослужащих и их дальнейшее обучение ратному делу. Была налажена госпитальная и санитарная служба, повысившая показатель здоровья армии.
Надо сказать, что у реформ Милютина нашлось множество противников. Самой рьяной критике подвергался отказ от телесных наказаний. Мол, непоротый солдат не станет храбрым и несгибаемым, что общий моральный дух в войсках упадет и останется только изнеженная парадная оболочка. Но в 1877 году началась война, подтвердившая состоятельность и даже полный успех стараний Милютина. Мировые наблюдатели увидели совершенно новую армию, заметно отличавшуюся от той, что была продемонстрирована Николаем I в Крыму.
Милютин вскоре после войны был вынужден уйти в отставку – он добивался публичного вскрытия всех злоупотреблений по интендантской части. Тем не менее это не помешало высоко оценить его усилия по созданию современной армии. Уже в 1878 году его возвели в графское звание, а в 1898 году присвоили чин генерала-фельдмаршала – последнего в истории России.