Парма, Италия
Когда подъезжаешь к Парме, в первую очередь в голову приходят “Пармская обитель”, пармская ветчина и сыр пармезан. Как большинство бытовых представлений, это не совсем верно.
Пармская обитель, скорее всего (по мнению литературоведов), находится в Парадинье, это от Пармы семь вёрст, слава богу, что хоть не лесом.
Если кто не читал роман, то фильм должны помнить.
Пармскую ветчину делают в Лангирано, это в двадцати верстах.
В самой Парме ветчина особо не пропагандируется, лежит себе на рынках и в магазинах.
Вот сыр - это действительно гордость города Пармы. В своё время после всех наполеоновских потрясений Парма досталась жене Наполеона австрийской принцессе Марии-Луизе, но по воспоминаниям современников, в городе её не любили, поскольку она не любила пармезан.
Но Парма - это не только город, но и область, так что названия вполне соответствуют действительность.
У нас же речь пойдёт о городе Парме.
Это в романе Стендаля Пармой правят незначительные людишки, вроде наших сенаторов. Герцоги пармские были серьёзные люди, раз отстроили себе такие резиденции.
Парма была очень значительным городом. В XVIII в. австрийцы за Парму (с Пьяченцей в придачу) отдали испанцам в обмен всю Сицилию (с Неаполем в придачу).
Внутрь дворца не зайдёшь, но герцоги пристроили к нему обширные наружные аркады.
Главный собор города - Вознесения Богоматери - снаружи не очень казист.
Зато внутри он выглядит так, как положено главному собору города.
Собор освятили в начале XII в., а в конце того же века поставили рядом баптистерий.
Это специальное помещение для торжественного крещения. В те времена для крещения необходимы были большие помещения, поскольку много народу крестилось во взрослом возрасте и таинство надо было оформлять торжественно.
Когда христианство распространилось широко и крестить всех стали в младенчестве, баптистерии перестали строить. Младенцу всё равно, в какой обстановке его крестят. Но в XI в. нужно было, чтобы крещение было праздником.
Скульптуры на верхнем ярусе изображают месяцы года в виде сезонных занятий. На ноябрь пришлось первое известное в искусстве изображение изготовления колбасы. О том, что не надо показывать, как делаются политика и колбаса, люди догадались намного позже.
И надо всем этим в вышине раскинулся великолепный купол со святыми и ангелами.
Хотя в Средние века Парма, как положено приличному городу, была окружена стенами, в ней нет такой тесноты, как в большинстве европейских старых городов. Встречаются, конечно, такие места, как это.
Но в большинстве улицы и площади достаточно просторны.
Но мы были не в сезон и в будни, и церковь была закрыта, как и почти все остальные.
Вообще церквей в Парме много и все разные.
Река, протекающая через Парму, называется Парма (в Москве тоже так), но совсем не обустроена.
Недалеко от реки мы вдруг попали на шоколадный рынок.
Ассортимент разнообразный и всё очень красиво, но сам шоколад оказался так себе. У нас лучше (хотя куйбышевский тоже уже не тот, что был).
В целом, хотя в Парме мы были, видимо, в самое неудачное время - начало февраля - и в плохую погоду, впечатление от неё осталось очень хорошее.
Спасибо, что дочитали до конца.
Автор сохраняет за собой права на данный текст и изображения в нём, для которых не указан источник, и разрешает использовать этот контент на условиях GPL v. 3.0.