Почитание традиций, культ предков, конфуцианские ценности, учёность, ритуал, музыка, литература являются паразитами, которые отвлекают народные массы от Единого — заготовки зерна и войны.
Шан Ян, «Книга правителя области Шан»
На минувшем семинаре в Москве по истории боевых искусств Старого Китая были подробно рассмотрены две очень важные и интересные темы, а именно:
1.Становление китайской религиозно-этической модели: легизм, конфуцианство и моизм.
2.Формирование фундаментальных принципов, определивших развитие китайского общества. Их влияние на генезис боевых искусств.
И в первой части нашего краткого обзора рассмотрели влияние некоторых из философских школ Древнего Китая периода борьбы ста школ в V—III в.в. до н. э. (诸子百家 zhū zǐ bǎi jiā) на становление основополагающий идей китайских боевых искусств. Однако надо отметить, что на китайскую культуру в целом основное влияние оказали совсем другие школы, и отнюдь не миролюбивые буддизм и даосизм. В итоге боевые искусства стали занимать довольно незначительную часть жизни как аристократии, так и простых людей. И на эту ситуацию в итоге оказали три очень важные школы китайских мыслителей:
- Моизм (墨家 mòjiā);
- Школа закона или легизм (法家 fǎjiā);
- Школа образованных людей или конфуцианство (儒家 rújiā).
Об особенностях воззрения моистов мы поговорили в предыдущей статье, сейчас хочется упомянуть вторую школу из приведенного списка - легизм.
Именно это учение решило важнейшую проблему того времени, когда в итоге удалось прекратить неисчислимые междоусобные войны, что вела воинская аристократия для поддержания своей воинской добродетели у-дэ (武德 wǔdé). Основоположником этого учения принято считать китайского мыслителя по имени Гуань Иу (管夷吾 Guǎn Yíwú), более известного нам по своему псевдониму Гуань Средний (仲 zhòng).
Был он важным сановником, нечто вроде премер-министра наших дней, в удельном княжестве Ци, в тех краях, что сейчас занимает провинция Шаньдун. Основоположник китайской историографии Сыма Цянь (司马迁 Sīmǎ Qiān, 145 до н. э. - 86 г. до н. э.) так пишет о нем в своих "Исторических записках":
Его управление было таким, что он умел [даже] несчастье превращать в счастье, а поражение-в успех.
И рассказывает нам подробно, как это было:
Став советником циского гуна и взяв на себя управление делами, Гуань Чжун использовал расположение маленького княжества Ци на морском берегу и развернул торговлю. Накопив таким образом богатства, сделал государство процветающим и укрепил войска, разделяя чаяния простых людей. Недаром он говаривал: «Когда склады и закрома полны, [люди] соблюдают ритуал и нормы поведения; когда одежды и пищи вдоволь, [люди] различают, где слава, а где позор; если правители соблюдают нормы, отношения между люцинь* крепки; если четыре устоя не поддерживаются, государство гибнет. Указы для нижестоящих подобны источнику воды, [они] делают сердца людей послушными. Указы должны быть ясными и немногословными, чтобы народу легко было их выполнять. Предоставьте простому народу то, что он желает, и поскорее избавьте от того, что он отвергает
Итак, Гуань Чжун был первым в истории Китая, кто предложил идею управления страной на основании закона, причем поставить закон над правителем, тем самым утверждая всеобщность закона:
Правитель и чиновники, высшие и низшие, знатные и подлые — все должны следовать закону. Это и называется великим искусством управления.
Кроме того, он заложил важную для последующего Китая идею назначения на должности согласно умениям и заслугам, тем самым ограничивая права родовой аристократии:
Только управляя на основании закона, можно выдвигать достойных и устранять плохих.
Кроме того, наиболее важным в управлении он считал систему наказаний:
Когда боятся наказаний, то управлять легко.
Так же он хорошо понимает важность воинской подготовки и пишет о том, как весной и осенью сзывались выдающиеся личности (豪杰 háojié) со всей Поднебесной и собирались отважные герои (骏雄 jùnxióng) на борцовские испытания. И возможно, как одни из самых ранних в истории ушу, мы встречаем в этом тексте поэтические образы, сравнения с природными явлениями, такими как полет птицы, гром и молния, ветер и дождь и другие, применительно к занимающимся боевыми искусствами:
举之如飞鸟,动之如雷电,发之如风雨,莫当其前,莫害其后,独出独入,莫敢禁圉。
Человек воспринимается как неотделимая часть окружающего мира, и ему тоже свойственны природные проявления. В наше время подобные метафоры для ушу уже привычное, устоявшееся явление. Нам же важно отметить, что отношение к занимающимся болевыми искусствами скорее даже восхищенно-уважительное.
Идеи Гуань Чжуна были развиты и активно продвинуты в жизнь уже другим ученым и в другой стране. Звали его Гунсунь Ян (公孙鞅 Gōngsūn Yāng), нам он более известен как Шан Ян (商鞅 Shang Yang).
Был он родом из княжества Вэй, но его идеи не нашли там понимания, и он поступил на службу в княжество Цинь, где вскоре стал первым советником.
Основные положения теории Шан Яна были необычны и радикальны для умов тех лет:
Правитель царства должен управлять государством, не обращая внимания на древние традиции и суждения народа, а исходя из современных реалий и текущих государственных интересов.
Основным средством управления государством являются не проповеди добродетелей, а ясные и доступные пониманию законы, нарушение которых должно сурово и неотвратимо наказываться.
Народ не имеет никакого права обсуждать законы, издаваемые правителем, даже одобрять их он не имеет права. Народ должен лишь слепо повиноваться законам и указам правителя, будучи лишь материалом для его деятельности, подобно глине в руках гончара.
Итогом этой легистской революции, направленной на абсолютизацию центральной власти, подрыв экономического и политического положения потомственной аристократии, укрепление положения земледельческой общины, стало серьезное реформирование общества, в том числе:
- отмена привилегий родовой аристократии;
- определение знатности от личных заслуг на службе государству.
На смену аристократии приходят чиновники-ши (士 shì), так называют тех, кто начинают служить за жалование с казны или за доход с пожалованных за заслуги земель. После исчезновения аристократии происходит усиление вертикальной социальной мобильности из нижних слоев. На смену кланово-родственной системе управления приходит административно-бюрократическая. Постепенно появляется слой профессиональных военных. Про них интересно мнение другого идеолога древнекитайских легистов по имени Хань Фэй (韩非 hán fēi).
Хань Фэй пишет о необходимости стимулировать развитие навыков «свирепого, безжалостного, лютого, жестокого боевого мастерства», не останавливаясь на достигнутом и одновременно уделяя большое значение передачи знания последователям или потомкам, тем самым заложив основы многовековой традиции передачи воинского искусства у-цзи (武技 wǔ jì) в Китае.
Но вернемся к реформам Шан Яна. Так как в тот период Цинь значительно отставало от своих соседей на востоке, то первой задачей стало укрепление обороноспособности страны:
Для государства ценность составляет только армия и заготовка зерна, одобряется также производство простых тканей.
Благодаря кардинальному изменению традиционного уклада, ему удалось достичь увеличения производства зерна путем поощрения частной инициативы забирать себе под вспашку неиспользуемые пахотные земли. Тем самым впервые в китайской истории создав частную собственность на землю, ибо до этого нигде в Китае земля не была чьей-либо собственностью.
Он также развил тезис Гуань Чжуна о необходимости наказаний:
Человек изначально порочен и даже из-за малой выгоды способен на тяжкие преступления, если только его не остановит страх перед суровым наказанием. Поэтому следует применять очень строгие наказания даже за малые провинности, чтобы у людей не возникала никакая мысль о нарушении закона, большом или малом. Это называлось «искоренение наказаний через наказания».
Он считал важным наказывать не только за проступки, но и за отсутствие доблестных поступков:
Следует военные заслуги измерять в головах убитых противников. Отстающие подразделения строго наказывать. За невыполнение приказов или гибель командира казнить всё подразделение. За отсутствие доблестных поступков наказывать командиров подразделений.
Еще хочется отметить такие его важные нововведения, как стандартизация армейского вооружения и создание государственной монополии на его изготовление. В общем, иного идей у него было, хороших и нужных. Но для нас важнее понять вклад легизма именно в генезис боевых искусств Китая. И тут тоже не обошлось без Шан Яна. Для полного контроля во всей стране была введена система коллективной ответственности,что заставляло всех жителей княжества Цинь следить друг за другом, а недоносительство также объявлялось преступлением:
Следует утвердить круговую поруку так, чтобы за проступок одного отвечала вся семья или община, а всех жителей царства приписать к пятеркам и десяткам семей. То же самое следует сделать в армии, объединив воинов в пятерки и десятки, связанные круговой порукой так, чтобы воины сами следили друг за другом и не допускали нарушения воинской дисциплины в своем подразделении.
Эта идея оказала огромное историческое влияние на социум Китая, а система пяти дворов (伍 wǔ), связанных взаимной ответственностью, породила в дальнейшем систему круговой поруки в деревне (保甲 bǎojiǎ), просуществовавшей практически до XX в. Что интересно, термином баоцзя в годы империи Сун также называли и деревенское ополчение.
Тем самым Шан Ян решил проблему острой потребности в расширении численности и социальной базы армии, именно в этот момент можно было сказать, что народ и армия - едины, и все мужчины призывного возраста должны заниматься боевыми искусствами.
Из привилегии война стала обязанностью.
Окончание следует.
Примечания:
* люцинь (六亲 liùqīn) - это «шесть родственников», традиционное понятие, включающее разные категории родства. В это число входят отец и мать, старшие и младшие братья, жена и сыновья.
Подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки и делайте перепосты - чтобы и другие тоже могли прочитать, а мы и дальше будем радовать вас интересными и полезными статьями!
Дм. Моисеев, Кировск - 2019