Все понимают, что любой метод воздействия на человека - физический или психологический можно применить как во благо, так и во вред. Допустим, ножом можно убить или ограбить, но можно его использовать в сугубо мирных целях и сделать при его помощи массу полезных дел. Цели, как известно, достигают при помощи средств. Средством для достижения цели можно считать и спортивные единоборства. Начнём с того, что одни родители приводят детей в секции спортивных единоборств для достижения своих амбициозных и честолюбивых замыслов, вторые - чтобы укрепить здоровье любимого чада, третьи хотят занять ребёнка хоть чем-нибудь. Что же на самом деле происходит в секциях бокса, карате, тхэквондо и т.п.? Давайте приоткроем занавес их внутреннего мира, ибо это касается наших детей напрямую. И кто вырастет из них зависит не только от нас, но и от их авторитетных тренеров и сэнсеев.
Я знаю тренера по боксу, который стимулирует своих спортсменов на тренировках фразами типа: "порви его!", недвусмысленно продвигая культ силы. Его воспитанники уважают, но и сами больше похожи больше на зверей, нежели на людей. И таких тренеров в России очень много. Но мне повезло, что я много лет дружу с тренером секции каратэ-до Шотокан, который является не только мастером своего дела, но и имеет философский взгляд на жизнь. Он знаком с традициями Восточной и Западной культур, знает много исторических фактов. Не торопясь, он преподаёт (параллельно спортивным нагрузкам!) своим воспитанникам такие темы как: "Почему нельзя врать?", "Что такое лень?" и т.п.
Однажды на тренировку он принёс кулёк конфет и в конце занятия раздал каждому второму в шеренге по две конфеты. То есть у половины детей оказалось по две конфеты, а у второй половины совсем ничего. На вопрос детей - что делать дальше с этими конфетами, тренер сказал - вы вольны с ними делать всё, что угодно! Раздались предположения:
- "Пал Саныч, Вы нам дали две конфеты, потому что мы хорошо отработали тренировку?"
Пал Саныч, мудро улыбаясь, ответил:
-"Да, да, конечно".....
Естественно, многие детские рты тут же прямодушно слопали обе конфетки. Самые взрослые спортсмены догадались поделиться с друзьями. Остальные последовали примеру старших. Дальше последовала короткая и красочная лекция о дружбе и взаимопомощи...
Ещё один момент мне запомнился надолго. С тренером мальчишки по окончании тренировки прощаются дружеским рукопожатием. Одному из мальчишек, когда тот протянул руку, Павел Александрович задал вопрос:
- Вот ты протягиваешь мне руку, чтобы попрощаться. Но прощаться вовсе не обязательно, если перед тем ты не поздоровался со своим тренером...
Мальчишка понял, что придя в спортзал, он обошёл тренера вниманием, не поздоровавшись с ним. Что поделать, если отсутствием знаний об элементарном уважении к людям грешат не только дети, но и их родители. Поэтому тренер делает эту работу и за родителей. И результат говорит сам за себя - за 20 лет работы Павла Александровича, ни один из его воспитанников не "съехал на кривую дорожку". Запомните, выбирая своему ребёнку тренера, вы выбираете ему судьбу.