Найти в Дзене
Судострой

"Василий Быков": модульность вооружения и немецкий дизель

Оглавление

20 декабря на Черноморский флот поступил головной патрульный корабль проекта 22160 "Василий Быков". Проект для отечественного флота принципиально новый, и тем более интересный. Попробуем разобраться, что к чему.

Макет корабля проекта 22160 / Фото: ТГД
Макет корабля проекта 22160 / Фото: ТГД

Корабль "Василий Быков" построен по проекту 22160, разработанному Северным ПКБ, на Зеленодольском заводе имени Горького.

Что нового

В первую очередь бросается в глаза необычная для отечественной отрасли архитектура корабля. Такая надстройка явно создана для снижения радиолокационной заметности.

Создатели корабля особо подчеркивают, что впервые в отечественном кораблестроении на проекте 22160 применен принцип модульности вооружения. Это означает, что часть вооружения устанавливается на заводе на весь срок службы корабля, а часть можно дополнить в ходе ремонта или модернизации.

Также конструкторы предусмотрели специальные места для размещения модулей под размеры стандартных морских контейнеров. Ассортимент того, что может размещаться в таких модулях, достаточно широк: от медицинского и водолазного оборудования до ракетных комплексов.

Что касается штатного вооружения, то корабли проекта 22160 имеют 57-мм артиллерийскую установку, зенитно-ракетный комплекс и пулемёты. Также предусмотрены ангар и запасы топлива для вертолёта Ка-27ПС. Помимо этого, корабль оснащен комплексами радиотехнического и гидроакустического вооружения.

Подъём Андреевского флага на корабле "Василий Быков" / Фото: Минобороны России
Подъём Андреевского флага на корабле "Василий Быков" / Фото: Минобороны России

Для чего

Для чего нужны такие корабли? По словам главкома ВМФ Владимира Королева, корабли проекта 22160 "идеально справятся с задачами антипиратского характера, а также существенно повысят эффективность действий группировок сил ВМФ в море".

Конструкторы предполагают, что проект 22160 может также использоваться для охраны территориальных вод, поисково-спасательных операций, мониторинга окружающей среды.

Характеристики

Немного об основных характеристиках. По данным конструкторов, длина корабля проекта 22160 составляет 94 м, ширина – 14 м, осадка – 3,4 м.

В Минобороны добавляют, что водоизмещение не превышает 1700 т, численность экипажа – около 80 чел., а максимальная скорость составляет 30 узлов. Надо отметить, весьма неплохой показатель, если он соответствует действительности.

И снова двигатель

С энергоустановкой проекта 22160 ситуация довольно интересная. На сайте Северного ПКБ, по крайней мере для экспортного варианта, предлагается дизель-газотурбинная энергоустановка полной мощностью 25400 кВт. Именно благодаря ей корабль должен развивать скорость полного хода 25-30 узлов.

Макет проекта 22160 / Фото: ТГД
Макет проекта 22160 / Фото: ТГД

С учётом ситуации с газотурбинными двигателями, логично предположить, что на "Василии Быкове" ограничились дизелями. Достаточно интересную информацию по этому поводу сообщил летом 2017 года Коломенский завод. По его данным, головной корабль проекта 22160 "Василий Быков" оборудован немецкой силовой установкой MAN. Отметим, также есть информация, что "Василий Быков" оснащён германским дизелем MTU20V.

Для серийных же кораблей данного проекта, в рамках программы импортозамещения, Коломенский завод подготовил дизель-реверс-редукторный агрегат ДРРА6000, предназначенный для работы на винт фиксированного шага.

Отечественная главная энергетическая установка корабля включает в себя два агрегата – ДРРА6000 и ДРРА6000-01 (каждый мощностью по 6000 л.с.), которые располагаются по левому и правому бортам. Каждый агрегат включает в себя дизельный двигатель 16Д49 Коломенского завода, реверс-редукторную передачу петербургского завода "Звезда" и локальную систему управления НПО "Аврора".

Если промышленность сможет производить данную конфигурацию в необходимых количествах, то это может быть частичным решением "двигательной" проблемы. По крайней мере, для патрульных кораблей. Всего для ВМФ запланировано строительство шести кораблей проекта 22160. Оставшиеся пять уже заложены.