С вступление в силу 167-ФЗ (действует с сентября 2018г) предполагается, что сомнительные операции по картам будут блокироваться, пока клиент не подтвердит, что все нормально.
Замораживаются операции на два дня, после чего деньги все равно должны уйти, если с клиентом связаться не удалось.
Полезно знать, какие операции, по мнению банка, являются подозрительными.
◾️Нетипичные доходы.
Поступление и попытка обналичить крупную сумму (сотни тысяч рублей) со счета, на котором обычно деньги не водятся.
◾️Нетипичные траты.
Банк имеет представление о движении денег на вашем счету. Если вдруг в день зарплаты вы сняли все до копейки (чего никогда не делали), либо, к примеру, со счета переводят деньги на другую карту равными платежами (а раньше таких переводов не было), операция может быть заблокирована до подтверждения операции клиентом.
◾️Нетипичная геолокация.
Например, совершена транзакция в магазине в Москве и в этот же день кто-то пытается оплатить покупки этой картой в Германии. У банка будут вопросы.
◾️Нетипичное устройство.
Если карта была привязана, скажем, к apple Pay на айфоне и так обычно использовалась и вдруг кто-то пытается расплатиться этой картой с телефона на андроиде, банк заморозит операцию до уточнения обстоятельств.
◾️Устройство, с которого уже пытались «увести» деньги.
Если у клиента пытались украсть деньги через компьютер/телефон и клиент это подтвердил, банк запоминает характеристики этого устройства (MAC-адрес, операционная система) и при попытке совершить с него платеж блокирует транзакцию до подтверждения действий клиентом.
◾️Получатель денег - известный мошенник.
Вы пытаетесь перевести деньги человеку, который числится в базе данных ЦБ. Банк заблокирует карту до выяснения обстоятельств. Если вы подтвердите, что хотите совершить перевод именно этому лицу - операция будет одобрена.
Может показаться, что банк просто мешает нам, создает дополнительные трудности: мы теряем время, подтверждая операции . Но надо понимать, это все делается ради предотвращения мошенничества, для сохранности ваших же средств.
У банков всегда были антифрод системы (отслеживание подозрительных транзакций), но зачастую об операции узнавали, когда деньги уже ушли. Клиентам приходилось писать заявления, доказывать, что картой они не платили и ничего не переводили.
Особенно неприятно оказаться без доступа к своим средствам в отпуске за границей. Как этого избежать?
◾️Предупредите банк о поездке.
Часто это можно сделать в мобильном приложении или интернет-банке: нужно указать страну и период пребывания в ней. Если такой опции нет или вы не можете ее найти, просто обратитесь в службу поддержки.
◾️Сделайте дополнительную карту.
Счет остается один, а карты к нему будет две. Если заблокируют основную карту - воспользуетесь дополнительной. Часто доп.карту можно выпустить бесплатно, но лучше уточнять в своем банке стоимость услуги.
◾️Возьмите с собой карту другого банка.
Лучше иметь еще одну карту другого банка с небольшим лимитом средств, на случай, если вашу основную карту все таки заблокируют (или вы ее потеряете).
◾️Избегайте подозрительных банкоматов.
Если снимаете наличные за границей, делайте это в людных местах или офисах банков. На одиноком банкомате в маленьком населенном пункте может быть установлено устройство для скимминга (когда мошенники устанавливают поверх банкомата устройство, которое снимает копию с вашей карты).
◾️Приготовьте наличные.
Снимите деньги в нужной валюте до поездки, не надейтесь только на безналичные средства.