У политических памфлетов и карикатур – судьба бабочки-однодневки. Поскольку они создаются как отклик на конкретные события, как только событие теряет актуальность, такие тексты и рисунки отправляются в мусорную корзину.
Но если их собрать и посмотреть потом, возникает эффект зеркала, в котором отражена эпоха. Притом это зеркало кривое. Творчество Бориса Ефимова – ярчайший пример этого.
Он прожил 108 лет, последовательно пережив всех правителей ХХ века. Его брат, Михаил Кольцов, был перемолот сталинской железной мясорубкой, а Борис Ефимов остался цел и невредим, и всегда на службе. Он отличался удивительным свойством мимикрировать и приспосабливаться к любым условиям.
С 1922 года он работал в газете «Известия» и выдавал множество карикатур на злобу дня. Основной темой его сатиры были внешние враги СССР.
После ареста брата в 1938 году Борис уволился из «Известий», но через два года пришел в газету «Труд», где продолжил клеймить врагов Советского Союза и также «врагов народа» – Троцкого и других.
Пиком его творчества стали работы военного периода. Злое и едкое высмеивание фашистских лидеров поднимало настроение у наших воинов. Можно сказать, что Ефимов сделал свой вклад в победу.
Когда началась холодная война, Борис Ефимов продолжил клеймить с той же остротой проклятых империалистов.
Смотреть на эти карикатуры с позиции сегодняшнего дня весьма забавно – некоторые кажутся нарисованными буквально сейчас по поводу наших актуальных событий.
В постсоветский период художник, по своему обыкновению, стремительно перестроился и начал клеймить уже сталинизм. Удивительный человек, что ни говори… Но его творчество по-настоящему талантливо. А как своеобразное отражение эпохи вообще уникально.
Почитайте еще на моем канале:
Что вы думаете о "голых" платьях?
И смех, и грех в плацкартном вагоне
У меня есть еще второй канал на Дзене. Заходите!