200 подписчиков

На авто из Москвы в Грузию зимой

968 прочитали

Эта история для тех, кому сложно решиться на автомобильное путешествие зимой. Рассказываю о поездке на маленьком Опеле по экстремально обледенелым, ветреным и туманным трассам от Москвы через Ростов-на-Дону в Тбилиси, Боржоми и Батуми.

Собраться поехать на Новый год на маленькой городской машине из Москвы можно было только благодаря сильному духу авантюризма и желанию сложных приключений. Как хорошо, что всё это есть у меня и моих друзей. Очень познавательное получилось путешествие. Местами страшное, местами весёлое.

Эта история для тех, кому сложно решиться на автомобильное путешествие зимой.

Подготовка

Кроме техосмотра перед поездкой, постарались обогатиться информационно: почитали форумы и отзывы бывалых, выяснили самые проблемные вопросы – перевал, граница, ограничения по ввозу и вывозу продуктов и вина, возможные проблемы с дорожной полицией на российской стороне. Долго не могли поверить, что в Грузии страховка на машину не нужна и за рулём может ездить кто угодно. Перепроверили в разных источниках – это и правда так (по крайней мере было в 2015-2016).

Где-то прочитали, что нужно иметь с собой цепи на колеса для пересечения Крестового перевала. Купили цепи нужного размера и в итоге покатали их с собой просто так. На самом деле это требование нужно скорей из-за большегрузов и местных жителей, которые могут в разгар зимы отправиться в горы на летней резине. На шипованных колёсах или хорошей липучке (именно она была на Опеле) никаких проблем со сцеплением с дорожным покрытием не возникло.

Мы выехали из Москвы утром 29 декабря 2015 года. Нас было четверо (два водителя, менялись каждые 3-4 часа), а автомобиль – Opel Corsa.

Москва – Ростов-на-Дону

От Москвы до Ростова мы регулярно ездим по трассе М4 – в Краснодар, Сочи и т. д. В последние годы проезд по ней значительно подорожал. На сайте Автодора есть сложная табличка с актуальными ценами. Если коротко, то там можно потратить больше 1000 рублей и доехать за 12-13 часов. Если заморочиться с транспондером и объездами – есть шанс сэкономить деньги и повлиять на время доезда.

М4 – ровная хорошая трасса, за которой ухаживают: чистят, обрабатывают асфальт. Главное не застрять на выезде из Москвы – в пиковые часы на пунктах оплаты скапливаются приличные пробки. Короче наша поездка до Ростова-на-Дону ничем не запомнилась. Выезжаешь на трассу да едешь.

Ростов-на-Дону – Тбилиси

Переночевали в Ростове и ранним утром, в 6:30, уже отправились в сторону Владикавказа, оставив себе максимальный запас времени на прохождение границы – перед Новым годом очереди всегда больше обычного. Но время мы потратили не только там – дорога оказалась очень сложной и мы проехали её не так быстро как хотелось бы.

На выезде из Ростова мы столкнулись с непривычным явлением – жуткое обледенение трассы, которое произошло из-за ледяного дождя ночью. Дорога покрылась гладкой и очень скользкой коркой льда – как будто горку заливали ледяной водой. Ехали все аккуратно, средняя скорость на дороге вряд ли превышала 60 км/ч, тогда как обычно здесь никто меньше 100 км/ч не ездит.

В одном месте дорога виляла вниз – в небольшой овраг – и поднималась обратно, всё это на отрезке в 150-200 метров. Издалека этого не было заметно, но как только мы доехали до края оврага, тут же увидели, что внизу – на обочинах и на дороге, стоит десяток машин на аварийке: столкнувшихся друг с другом и просто вылетевших с дороги, пытавшихся избежать столкновения. В нашу сторону со встречной полосы медленно катилась ГАЗель, водитель которой уже бросил попытки отрулить или затормозить.

Я аккуратно потрогала ногой педаль тормоза, реакции не последовало – с горки и по ледяной влажной корке сцепления с дорогой не было, машина просто катилась вниз как санки. Мои пассажиры, как выяснилось позже, даже не заметили, что я трогала педаль тормоза. И к счастью – опасная была идея. Мне сразу стало понятно, что надежда тут только на удачу и руль, и на то, что нашей инерции хватит выехать наверх – сцепления с дорогой для этого не хватило бы.

Я вцепилась в руль – чтобы не крутить им. Вряд ли я отчётливо осознала, что если мы затормозим или нас занесёт внизу – мы останемся тут пока дорога не растает, да ещё и окажемся в жуткой опасности, ведь сзади продолжают ехать другие машины.

Когда мы достигли дна оврага, мне удалось аккуратным движением обрулить край ГАЗели и выравняться на прежнюю траекторию, не потеряв скорости. Это было страшно, в такие моменты очень хочется нажать на тормоз. А нельзя.

Чудом мы выехали. Ни разу до и после этого случая я не видела ничего подобного и не испытывала такого жуткого чувства опасности за рулём. Ледяная корка была на дороге примерно 100-150 км от Ростова-на-Дону в сторону Ставрополья. Когда она кончилась – все вздохнули с облегчением. Но это было только начало пути.

Днём мы ехали по Ставропольскому краю, который опутал густой туман. Иногда он становился чуть менее плотным, иногда чуть более. Но в среднем видимость была примерно такой:

Эта история для тех, кому сложно решиться на автомобильное путешествие зимой.-2

Туманы – частое явление зимой в Краснодарском и Ставропольском краях, это "дыхание" морей, воздушные массы от которых поднимаются в регионы и сталкиваются друг с другом. Местные к такому привыкли, так что залихватские южные водители в таком тумане вполне могут кататься без включенных фар, обгонять там где обгон запрещён и прочее веселье. К этому надо быть готовым.

Впрочем, днём туман не так страшен как ночью. В ночной туман мы попали на обратном пути. Около 200 километров мы ехали в густой плотной тьме, которую даже фары освещали максимум на 10-20 метров. Долго, неприятно.

Выехали из тумана мы ближе к Нальчику. Немного заплутали на новой дороге под Пятигорском и попали на местную барахолку на окраине, где решили срезать по пути к выезду из города. По возможности избегайте этого. Проехать почти невозможно – поперёк люди, тележки, какие-то коммерческие маленькие грузовики. Движение хаотичное и очень медленное.

Начитавшись интернета, полицейских в тех местах мы проезжали максимально подготовленными – руки строго на руле, сплошные линии не пересекаем, у знаков "Стоп" всегда останавливаемся, даже если на них никто не смотрит, документы держим наготове – всё равно будут проверять. Общаемся вежливо, корректно, девушка за рулём – вообще отлично, главное чтобы в страховку была вписана. С грузинской дорожной полицией мы, кстати, ни разу не столкнулись за всё пребывание в Грузии.

К границе с Грузией мы подъехали уже в сумерках. Провели там 3-4 часа, в основном из-за странной организации процесса. Пограничники с грузинской стороны пропускали вперёд женщин и детей, а потом они все вместе ждали огромную очередь мужчин.

Эта история для тех, кому сложно решиться на автомобильное путешествие зимой.-3

Крестовый перевал мы проезжали уже почти ночью, между двух фур, в метель. Честно говоря, было страшно. Периодически видимость падала почти до нуля – можно было разобрать только задние габариты фуры. Я ориентировалась на них и старалась не отстать. Когда мы выехали из метели и облака наверху, поехали по военно-грузинской дороге, стало ещё страшней: мы увидели, что дорога проложена по самому краешку пропасти. Время от времени лунный свет заливал долины, лежащие где-то под нами, от которых нас отделяли какие-то хлипкие заборчики и бордюры. А иногда и ничего.

Обратно в светлое время суток ехать по этой дороге оказалось сильно приятней. Метели не было, дорогу только что почистили, а пропасти не казались такими уж бездонными. Да и машин было очень мало – мы поехали немного пораньше основного потока, за три дня до окончания зимних каникул. Как выяснилось позже, нам очень повезло – всего на несколько часов в эти два дня открывали перевал, в другое время он был закрыт для проезда из-за сложных погодных условий.

Границу на обратном пути мы проходили минут 15-20. Тщательно посчитав вывозимые литры вина на человека, мы даже расстроились, что пограничники пересчитывать их не стали. Да и вообще слабо интересовались содержимым нашего багажника.

Эта история для тех, кому сложно решиться на автомобильное путешествие зимой.-4

О том, как мы отметили Новый год в Тбилиси, я уже писала. После этого я рекомендую не бронировать жильё в Грузии заранее. 2 января мы отправились дальше – в Боржоми. Дорога здесь отличная – ровная, широкая, бесплатная. Одно но – она совершенно не защищена от ветра, который размашисто гуляет по долинами. Как назло именно на тот день выпал ураганный ветер. Машины буквально сносило с трассы, так что смельчаков, которые развивали бы скорость выше 80-90 км/ч, было очень мало. Все вели аккуратно и держались за руль изо всех сил. За небольшую поездку я прилично подкачала руки.

Эта история для тех, кому сложно решиться на автомобильное путешествие зимой.-5

После Боржоми мы отправились в Батуми, который к нашему приезду впервые за много лет завалило снегом. Мы шутим над российскими реалиями, где зима каждый год застаёт дорожные службы врасплох. Там всё гораздо хуже.

Эта история для тех, кому сложно решиться на автомобильное путешествие зимой.-6

Мы видели, как растерянные дорожные рабочие на тракторе повалили столб, пытаясь убрать снег с набережной. Мы подручными средствами откапывали сами себе парковку у отеля. Мы вытолкали несколько машин с их парковочных мест, потому что южные жители никак не могли понять – как им выехать из сугробов.

Эта история для тех, кому сложно решиться на автомобильное путешествие зимой.-7

Дорогу на обратном пути из Батуми в сторону Тбилиси за несколько дней так толком и не расчистили. Снег немного подтаял, его раскатали, и он сформировал отвратительные ледяные наросты на асфальте, по которым машина ехала как по кочкам. Кое-где они перерастали в глубокие ледяные колеи, кое-где были слегка посыпаны песком – но очень скромно.

Ехать было сложно, неприятно. Однако на низкой скорости и высокой концентрации мы преодолели и это. Вернулись в Москву целыми, невредимыми (включая Опель), довольными, и с приличным запасом грузинского вина.

Про другие путешествия на автомобиле:

На авто из Москвы через Украину. Личный опыт

На авто из Москвы по Италии: как экономить на бензине и парковках

На авто из Москвы по Италии: реальны ли бесплатные дороги