Найти тему
Интересный гайдзин

Психологизм "Большой волны в Канагаве".

Психологический аспект искусства - является важной темой для изучения многих учёных - психологов. В этой статье, я проведу анализ гравюры Кацусика Хокусая "Большая волна в Канагаве" из серии "36 видов Фудзи" и соотнесу её с психолого-искусствоведческой концепцией выдающегося учёного психолога Льва Семёновича Выготского.

Выготский Л.С.
Выготский Л.С.

Ключевой темой японских традиционных гравюр укиё-э является тема природной естественности. Тема природы в свою очередь берёт начало в японских традиционных верованиях синто, согласно которым вся природа обожествлена и любое природное явление имеет свой субститут – бога ками. Попробуем интерпретировать известную гравюру Кацусика Хокусая «Большая волна в Канагаве», через концепцию, предложенную Л.С. Выготским.

-2

При взгляде на гравюру создаётся двоякое впечатление. Мы видим волну цунами, гребень которой навис над лодочками, чувство паники и безысходности переданы на гравюре, через силуэты людей, терпящих бедствие, а также, благодаря акценту на самой большой волне, гребень, которой напоминает когтистую лапу. Это свирепое явление природы, в противовес которому, автор нарисовал гору Фудзи, которая непоколебимо стоит в дали. Эту композицию можно чётко соотнести с концепцией Выготского, согласно которой:

«Всякое произведение искусства естественно рассматривается психологом как система раздражителей, сознательно и преднамеренно организованных с таким расчетом, чтобы вызвать эстетическую реакцию. При этом, анализируя структуру раздражителей, мы воссоздаем структуру реакции. [...] Совершенно ясно, что воссоздаваемая таким путем эстетическая реакция будет совершенно безличной, то есть она не будет принадлежать никакому отдельному человеку и не будет отражать никакого индивидуального психического процесса во всей его конкретности, но это только ее достоинство».

Эстетическая реакция считается безличной по причине того, что раздражители используемые автором того или иного художественного произведения должны вызывать "плюс-минус" одинаковые впечатления у субъекта, который сталкивается с произведением искусства. В этом случае, его эмоции, его реакция на объект искусства является не его сугубо личной реакцией, а является той, универсальной, архетипичной, реакцией, которую стремился возбудить в зрителе автор художественного произведения.

Кроме того, эта гравюра выступает «иллюстрацией» другого положения Л.С. Выготского.

«Чудо искусства, - напоминает евангельское чудо претворения воды в вино.... Искусство всегда несет в себе нечто, преодолевающее обыкновенное чувство. Боль и волнение, когда они вызываются искусством, несут в себе нечто большее нежели обыкновенную боль и волнение. Переработка чувств в искусстве заключается в превращении их в свою противоположность, т.е. положительную эмоцию, которую несет в себе искусство.»

На примере рассматриваемой гравюры, мы видим, что художник соединил воедино такие эмоциональные проявления, как страх и волнение перед стихией (страх и волнение в этом случае олицетворяет волна) и стойкость и невозмутимость перед жизненными невзгодами, которые заключены в образе горы Фудзи. Таким образом, эмоции испытываемые при просмотре гравюры дуальны. Беспокойство перерабатывается в невозмутимость, что соответствует концепции Выготского.

Итак, гравюра «Большая волна в Канагаве» вызывает двойственное чувство, те эмоции, которые она вызывает у зрителя были особенно хорошо знакомы и понятны японцам, которые на протяжении всей своей истории сталкиваются с проявлениями природных катаклизмов. В то же самое время, благодаря универсальным художественным парадигмам, эмоции, которые заложены в это произведение искусства будут хорошо знакомы и понятны любому, кто посмотрит на эту гравюру.

В статье использованы материалы научного труда Л.С. Выготского "Психология искусства" М: Искусство, 1965 г.

Понравилась статья? Поставь лайк и подпишись на мой блог!